Великорецкий крестный ход. Великорецкий крестный ход Воду из источника в Трифоновом монастыре лучше не пить

Предание гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма - более достойного места для чудотворного образа.

В XIII -XIV веках русские люди только еще начали поселяться на Вятской земле, заселенной, в основном, языческими племенами. Беспокойство за Святыню побудило вятчан в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (в то время и до 1780 года центр Вятского края имел такое название). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли - Великорецкий крестный ход.

Cлава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая. Второй раз чудотворная икона побывала в Москве в XVII веке по приказу царя Михаила Федоровича. В 1668 году был назначен официальный день празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая - 24 мая (6 июня по новому стилю).

До 20-х годов XX века Образ Николая Великорецкого находился в кафедральном соборе города Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.

Вот уже более 600 лет икона святителя Николая приносится на место явления - берег реки Великой. До 1777 года Крестный ход совершался водным путем по Вятке и Великой на лодках и плотах, потом стал проходить по суше.

Великорецкий крестный ход - самый древний, известный, многолюдный и величественный из всех крестных ходов Вятской земли. Он начинается 3 июня от Свято-Успенского собора города Кирова, идет через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт - село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров. Тысячи паломников из разных городов и сел России проходят 180-километровый путь. На богослужениях в селе Великорецком присутствует более 50 тысяч человек, в том числе иностранные гости.

Возрождается созданный в XVIII - XIX веках архитектурно-храмовый комплекс села Великорецкого - "Великорецкий град", в состав которого входят Преображенская церковь (1739 год), Никольская церковь (1822-1839 годы), Ильинская колокольня (1860 год), а также торговые ряды, гостиный двор и четыре каменных двухэтажных дома для причта и школы (XIX век). Над святым источником вновь построена часовня.

7.00 - Панихида в Успенском кафедральном соборе.
8.00 - Божественная литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова, возглавляет митрополит Вятский и Слободской Марк.
10.00 - Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.
11.00- Начало Крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.
12.30 - Встреча Крестного хода в Троицкой церкви г. Кирова.
14.00 - Выход Крестного хода из Троицкой церкви г. Кирова.
18.30 - Встреча Крестного хода в с. Бобино. Всенощное бдение.

3.00 - Выход Крестного хода из с. Бобино.
9.30 - Встреча Крестного хода в с. Загарье. Божественная литургия.
12.30 - Выход Крестного хода из с. Загарье.
20.00 - Встреча Крестного хода в с. Монастырском.

3.00 - Выход Крестного хода из с.Монастырского.
9.00 - Прибытие Крестного хода в с. Горохово. Божественная литургия.
12.00 - Выход Крестного хода из с. Горохово.
16.30-17.00 - Отправление автобусов от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое.
18.00 - Встреча Крестного хода в Великорецком Подворье. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.
18.30 - Всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь.
18.30 - Всенощное бдение в Преображенском храме. Исповедь.
18.30 - Всенощное бдение в Никольском соборе.
19.00; 20.00; 21.00 - Отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

6 июня, вторник

1.00 - Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.
3.00 - Ранняя Божественная литургия в Никольском соборе.
5.00 - Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.
6.00 - Средняя Божественная литургия на берегу реки Великой.
6.00 до 8.00 - Отправление автобусов с паломниками от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое.
10.00 - Поздняя Божественная литургия на берегу реки Великой.
13.00 - Крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой.
14.00 - Перенесение иконы от берега реки Великой в Преображенский храм Великорецкого Подворья.
14.00 - 18.00 - Молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Преображенском храме.
9.00 - 19.00 - Отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

7 июня, среда

1.00 - Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Преображенском храме Великорецкого Подворья.
2.00 - Выход Крестного хода из с. Великорецкого.
14.00 - Встреча Крестного хода в с. Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая.
17.00 - Выход Крестного хода из с. Медяны.
19.00 - Встреча Крестного хода в пос. Мурыгино.

8 июня, четверг

3.00 - Выход Крестного хода из пос. Мурыгино.
4.00 - Встреча Крестного хода в пос. Гирсово. Молебен Святителю Николаю.
13.00 - Встреча Крестного хода в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»(г. Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, водосвятие.
14.30 - Выход Крестного хода.
16.30 - Встреча Крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря г. Кирова.Молебен с акафистом святителю Николаю.
18.00 - Окончание Крестного хода.

Вниманию паломника

Великорецкий крестный ход – один из самых протяженных крестных ходов в России. За пять дней пути паломники проходят более 150 км. Поэтому каждый паломник, собирающийся принять участи в крестном ходе должен памятовать, что крестный ход это церковное богослужение, сопряженное с определенными трудностями и все его участники возлагают на себя определенные обязанности. Просьба не вести мирских разговоров, а внимать молитвам и молиться самому.

Паломник обязан:

* слушать и выполнять распоряжения предстоятеля крестного хода и его помощников;
* получить благословение священника на присоединение к крестному ходу или выход из него;
* позаботится о питании во время пути для себя и своих близких;
* не забывать об окружающей среде и не выбрасывать мусор в лесу;
* иметь при себе личную аптечку и средства от насекомых.

Паломникам запрещается:

* разводить костры в лесу;
* собиратьпожертвования;
* распространять литературу и прочее;
* вести пропаганду не православных учений;
* употреблять спиртные напитки в вести себя неприлично.

Изменения 2017 года:

Начало крестного хода в этом году совпадает с Троицкой родительской субботой и Днем Святой Троицы.В связи с этим принято решение об изменении маршрута после стоянки в Троицкой церкви (Макарье).В этом годукрестный ходпойдет по улице Павла Корчагина в сторону площади Коминтерна, затем через переезд и по улице Искры в сторону деревни Заборье. В Заборье состоится часовой привал, и крестный ход двинется через деревню Кассины. Там паломники перейдут трассу Подгорянка - Шихово и направятся в пос. Бобино.

Внимание! Многие кировчане 3 июня отправятся помянуть своих родных и близких на кладбища, в том числе на Старо- иНовомакарьевское. Для предотвращения аварийных ситуаций и обеспечения беспрепятственного перемещения общественного транспорта, паломникам не благословляется останавливаться на отдых на повороте улицы Павла Корчагина, а также на территории Мемориального комплексавоинского захоронения времен Великой Отечественной войны.

Список обязательной экипировки

Коврик туриста
Это коврик из специального материала, очень легкий, очень плохо проводит тепло, и абсолютно не промокаем. Стандартный размер коврика для взрослого человека - 180х60 см, толщина 8-10 мм.

Рюкзак
Желательно именно рюкзак, а не спортивную сумку. Размер каждый определяет для себя сам, в зависимости от количества вещей. По техническим характеристикам можно посоветовать следующее:
- чем шире лямки, тем лучше;
- очень удобны модели с поясничным ремнем, который позволяет равномернее нагружать позвоночник;
- достаточное количество объемных карманов с замками защелками, для вещей регулярного пользования.
Полезный совет – промокнуть может любой рюкзак, а следовательно и вещи в нем. Произойти это может не только от дождя, а что-нибудь пролилось внутри или вы положили рюкзак на сырую от росы траву. Поэтому рекомендуется все вещи в рюкзаке упаковывать по отдельным полиэтиленовым пакетам.

Обувь
Как показала практика, весь крестный ход можно пройти в одной паре обуви, но лучше иметь две пары. Все зависит от свойств ваших ног и погоды. Если погода сырая и прохладная, лучше всего кожаные кроссовки или ботинки, которые позволяют ходить по грязи. Если сухо и жарко, то можно тряпочные кроссовки или сандалии с пяткой.

Что касается обычных хлопчатобумажных носков, берите их чем больше, тем лучше. Чем чаще носки меняете, тем меньше вероятность натереть мозоли. Многие паломники все проблемные места на ногах заранее заклеивают пластырем, и это действительно помогает.

Общие требования для обуви:
- обувь должна плотно сидеть на ноге;
- обувь должна быть заранее разношена, если она новая;
- подошва должна быть мягкая и желательно потолще, иначе в те дни, когда крестный ход много идет по асфальту, можно сбить ноги (внимательнее выбирайте кроссовки: если подошва сделана из неэластичного материала, пусть она даже толстая, вы можете сбить ноги, а если у подошвы провалится решетка, натрете мозоли).
- если вы собрались идти в обуви, которую носите в повседневной жизни, вы должны быть уверены, что она не развалится (случаи нередкие). В такую обувь лучше сразу вставить дополнительные стельки, чтобы плотнее сидела на ноге.
Некоторые в жару ходят в шлепанцах – да, мягко, но тоже индивидуально в плане устойчивости к мозолям, т.к. шлепанцы болтаются на ноге.
Можно взять с собой резиновые сапоги. Да, это тяжесть, но для преодоления грязи и луж они незаменимы. Ежегодно многие паломники просто оставляют сапоги на краю дороги, поскольку они тяжелы и в большинстве случаев можно все-таки обойтись без них.
Если вы берете сапоги как основную обувь для холода и дождей, вы должны быть уверены, что сможете пройти в них достаточно длительный отрезок времени, не травмировав ноги. Подошва таких сапог обязательно должна быть толстой.

Но если у вас нет нужды всех обгонять, можно всюду пройти по протоптанному пути или по накиданным веткам в обычной обуви – все-таки предварительно обустраивается и все сложные участки проверяются.
Обычно паломники в сырых местах надевают пакеты на ноги, кто-то идет босиком, изредка используют бахилы от военной химзащиты - они легкие и компактные, но лучше всего, наверное, легкие галоши.

Полиэтиленовая пленка (или плащ)
Лучше всего большой кусок обычной полиэтиленовой (парниковой) пленки из расчета, чтобы можно было в дождь на привале лечь на коврик вместе с рюкзаком и накрыться ею. Пленка такого размера не тяжела, много места не занимает, позволяет идти в дождь, накрывшись полностью вместе с рюкзаком. Также пленка служит дополнительным утеплителем во время ночлега. Если у вас не очень теплый спальный мешок, пленка поможет лучше согреться. Впрочем, в нее можно заворачиваться и в сильный ветер, и в холод во время перехода.
Примерный размер пленки - квадрат, размер стороны которого равен вашему росту с вытянутыми вверх руками.

Одежда
Одежда должна быть свободной. Обязательно - двое рейтузов или брюк: подштанники (чтобы было комфортно на ночевке при температуре до -3 на почве или в ходу при температуре в +3, +5 с ветром) и легкие верхние, которые не продуваются (спортивные или камуфляжные из хлопчатобумажной ткани). Женщинам – верхнюю юбку. Также необходимо иметь курточку на молнии или пуговицах, чтобы в случае, если стало жарко или холодно, не останавливаясь, расстегнуться или застегнуться. Еще нужен теплый свитер. Для ночевки в палатке в спальном мешке лучше брать пару шерстяных носков и теплую спортивную шапку (термобелье).

Головной убор
На голову лучше одеть кепку с козырьком или широкополую шляпу. Часто днем бывает ветрено и солнечно, в такую погоду сильно обгорают нос и уши. Бывалые паломники берут с собой крем от загара.
В ночное время и ранние утренние часы, когда холодно, лучше одевать теплую спортивную шапку, особенно это касается детей.

Спальный мешок
Если нет надежных мест ночлега, без него не обойтись, особенно в палатке. Если будете покупать спальный мешок в магазине или брать в прокат, обратите внимание, что он должен выдерживать температуру до 0 градусов. Если будет холодней, можно утеплиться полиэтиленовой пленкой.
Емкость под воду
Пластиковая бутылка 1,5 литра (или фляжка): на привале хочется и чаю попить, и руки помыть, а в Горохово святой воды набрать. Особенно это актуально на пути от Загарья до Великорецкого и при возвращении из Великорецкого в Вятку (тогда и погода теплее, и на больших отрезках пути просто нет населенных пунктов, где можно взять воду).

Деньги. Минимум 500 рублей на человека, лучше 1000.

Прочие необходимые вещи
1.небьющиеся чашки;
2.котелок;
3.ложка, нож;
4.мыло,
5.зубная щетка,
6.зубная паста,
7.туалетная бумага
8.специальные влажные салфетки для мытья рук и ног.
9.йод, зеленку, вату, бинт;
10.медикаменты, если у вас есть хронические заболевания;
11.пластырь обычный и бактерицидный.
12.ножницы;
13.эластичный бинт, если есть проблемы с суставами;
14.средства от комаров и клещей;
15.средство от загара или мазь от солнечных ожогов;
16.ручка,
17.записная книжка;
18.сотовый телефон и зарядное устройство (в Великорецком доступны операторы МТС, Мегафон и SkyLink).

Дополнительная экипировка
(эти вещи могут облегчить вам пребывание в крестном ходе):
1.солнцезащитные очки;
2.складная багажная тележка, очень удобна в первый и последний день, когда путь идет по асфальту, но по грязи и полям иногда придется ее нести на себе.
3.портативный примус на керосине или газовом баллоне - очень удобно быстро разогреть пищу и чай, не разводя костра (жечь костры в крестном ходе можно только в определенных местах). Весит немного.
4.портативные рации – чтобы держать связь друг с другом и не потеряться, если идете большой группой (сотовая связь не всегда работает из-за отсутствия зоны доступа или перегруза). Вместо раций можно взять цветные флажки и одеть их на шесты, как вариант.
5.палатка – избавит вас от проблем с ночлегом, тем более что современные палатки очень легки и компактны.

6 июня 2017 года, в день празднования явления Великорецкой иконы святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Первосвятительский визит в .

Ежегодно с 3 по 8 июня в Вятской митрополии проходит Всероссийский Великорецкий крестный ход ― торжественное шествие со старинным списком Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца на берег реки Великой, к месту явления чудотворного образа. В этом году торжества Великорецкого крестного хода совпали с в Россию части мощей святителя Николая Чудотворца из итальянского города Бари.

Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в село Великорецкое Юрьянского района Кировской области. На берегу реки Великой Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию. На аналое за престолом, установленным под сенью, находился чтимый список Великорецкой чудотворной иконы святого Николая Чудотворца.

Его Святейшеству сослужили: , управляющий делами Московской Патриархии; ; ; ; ; , руководитель Московской Патриархии; ; ; архимандрит Феодор (Рулев), наместник Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова, настоятель Спасо-Преображенского Никольского Великорецкого подворья Трифонова монастыря; архимандрит Петр (Путиев), настоятель Никольского собора г. Вятские Поляны, благочинный Южного округа Вятской митрополии; протоиерей Андрей Марущак, клирик г. Москвы; духовенство Вятской митрополии.

На богослужении присутствовали: временно исполняющий обязанности губернатора Кировской области И.В. Васильев; заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе О.В. Мельниченко, председатель Законодательного собрания Кировской области В.В. Быков; главный федеральный инспектор по Кировской области В.В. Климов; глава города Кирова В.Н. Владыкин; глава муниципального образования Великорецкое сельское поселение Юрьянского района Кировской области А.Ю. Потапенко; руководство Кировской области.

Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Вятской епархии (регент Л.А. Телегина).

За Литургией молились участники Всероссийского крестного хода, паломники. Среди молившихся были члены Вятской православной общины глухих и слабослышащих во имя святой равноапостольной царицы Елены, для которых осуществлялся сурдоперевод богослужения. Сурдоперевод делал духовник общины священник Игорь Шиляев и его помощники.

Для удобства многочисленных верующих богослужение транслировалось на больших экранах, установленных на берегу реки Великой и на территории Великорецкой обители.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес священник Василий Песцов, настоятель храма Иоанна Предтечи г. Кирова, первый проректор Вятского духовного училища.

По окончании Литургии митрополит Вятский Марк приветствовал Святейшего Владыку. По словам главы Вятской митрополии, впервые за более чем шестивековую историю Великорецкого крестного хода в нем принимает участие Предстоятель Русской Церкви. От себя и от временно исполняющего обязанности губернатора Кировской области И.В. Васильева митрополит Марк преподнес Его Святейшеству икону святителя Николая Чудотворца.

Затем Святейшего Владыку, духовенство и верующих приветствовал глава региона И.В. Васильев.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с .

Предстоятель Русской Церкви поблагодарил митрополита Марка и вручил ему памятную панагию. Также Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил главу региона И.В. Васильева за приглашение посетить Кировскую область.

В дар Великорецкой обители Святейший Владыка передал икону преподобного Иосифа Волоцкого, который, по словам Его Святейшества, был «великим угодником Божиим, сыгравшем огромную роль в судьбе нашего Отечества» в конце — XV-го — начале XVI вв.

«В то время, когда на Западе возникли разделения среди христиан, когда вера стала оттесняться на периферию человеческой жизни, вздумалось кому-то те самые опасные идеи, разрушавшие единство христиан, привнести и на нашу землю, — отметил Святейший Патриарх. — Появились проповедники лжеучений в Москве и говорили так убедительно, что даже соблазнили Ивана III, великого государя, и жену его Софью. Более того — в ересь впали даже протопопы, как тогда называли настоятелей Кремлевских соборов. И казалось, что ересь непременно победит Православие на нашей земле. Но восстал один человек — преподобный Иосиф Волоцкий, и разгромил ересь, и убедил царя отступить от ошибочных взглядов и всю семью его, и духовенство Москвы».

«Подвиг преподобного Иосифа можно сравнить лишь с ратным и объединительным подвигом преподобного Сергия. Это великий угодник Божий, и я очень хотел бы, чтобы его святой образ всегда оставался здесь, на этой благочестивой Вятской земле, хранящей строго веру православную», ― сказал Предстоятель.

Верующим были розданы иконки святителя Николая с Патриаршим благословением.

Затем Святейший Патриарх Кирилл, архиереи, духовенство со старинным чудотворным списком Великорецкой иконы прошли к Никольской часовне на берегу реки Великой, сооруженной на месте явления чудотворного образа. Его Святейшество совершил водосвятный молебен.

После этого Предстоятель возглавил крестный ход с иконой от Никольской часовни на реке Великой до Никольского собора Спасо-Преображенского Никольского Великорецкого мужского монастыря. Завершение молебна Святейший Патриарх Кирилл совершил на помосте на ступенях Никольского собора Великорецкой обители.

Великорецкий крестный ход — один из самых продолжительных и древних крестных ходов в России.

Обретение иконы святителя Николая Чудотворца произошло в 1383 году. Крестьянин Агалаков из деревни Крутицы обнаружил образ на берегу реки Великой, отсюда пошло его название — Великорецкий.

На месте обретения чудотворного образа была построена часовня, а позже началось строительство храма. Беспокойство за сохранность святыни побудило вятчан в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (с 1780 г. ― Вятка, с 1934 г. ― Киров). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. До 1777 года крестный ход совершался водным путем по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах, потом стал проходить по суше.

В XVI веке по приказу царя Ивана IV образ был доставлен из Хлынова в Москву. По пути следования от него исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строящегося в то время храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. С этого времени почитание Великорецкого образа начинается по всей Руси. Второй раз чудотворная икона была принесена в Москву в XVII веке по приказу царя Михаила Федоровича.

До 20-х годов XX века образ Николая Великорецкого находился в кафедральном соборе города Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона была утрачена.

Великорецкий крестный ход был запрещен в 1930-х годах и восстановлен в 1989 году. Теперь вместо утраченной иконы верующие несут один из ее списков.

В 2000 году указом крестному ходу был присвоен статус всероссийского.

Крестный ход проходит ежегодно с 3 по 8 июня. Основные торжества совершаются 5 и 6 июня на реке Великой и в Спасо-Преображенском Никольском мужском монастыре села Великорецкое.

Крестный ход начинается 3 июня от Успенского собора города Кирова, идет через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт ― село Великорецкое, где совершаются молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров. Тысячи паломников из разных городов и сел России проходят 180-километровый путь. На богослужения в селе Великорецком собираются более 50 тысяч человек.

В селе Великорецкое возрождается созданный в XVIII-XIX веках архитектурно-храмовый комплекс «Великорецкий град», в состав которого входят Преображенская церковь (1739 г.), Никольская церковь (1822-1839 гг.), Илиинская колокольня (1860 г.), а также торговые ряды, гостиный двор и четыре каменных двухэтажных дома для причта и школы (XIX в.).

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Об участии членов Московской областной региональной организации Императорского Православного Палестинского Общества в Великорецком крестном ходе.


В этом году (3 июня) исполнилось 135 лет со дня основания Императорского Православного Палестинского Общества, которое оказывает всестороннее содействие православному паломничеству к величайшим христианским святыням. Среди памятных мероприятий, приуроченных к этой дате, следует отметить и участие членов Общества в Великорецком крестном ходе.


Великорецкий крестный ход относится к числу уникальных явлений нашего времени. Он один из самых продолжительных не только у нас в России, но и во всем православном мире. Общая его протяженность - более 150 км. Проводится в Вятской губернии (Кировской области) вот уже более 600 лет и совершается в течение шести дней. В 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II этому крестному ходу придан статус Всероссийского.


Ежегодно крестный ход начинается третьего июня и заканчивается восьмого числа того же месяца.
После ранней литургии в Успенском Трифоновом монастыре г. Кирова перед главным собором служится молебен, затем с напутственным словом к участникам шествия обращается правящий архиерей и благословляет на подвиг паломничества. С этого трогательного момента и начинается крестный ход. Во главе всей процессии несут чтимую икону святителя Николая.


Для многих людей, живущих в обустроенных городских условиях, крестный ход действительно становится подвигом. Ежедневно необходимо преодолевать от 20 до 50 км и находиться в пути по 14-17 часов. На сон реально отводится 2-3 часа в сутки, зачастую в довольно нелегких полевых условиях. Примерно половину пути приходиться идти лесными трудно проходимыми дорогами.
Начинается шествие в Вятке (г. Киров) и направляется в село Великорецкое на реке Великой, что примерно в 90 км от областного центра. После прихода паломников в Великорецкое совершается торжественное богослужение в необычной часовне-алтаре, неподалеку от которой по преданию в древности была явлена икона святителя Николая. Затем шествие возвращается обратно в областной центр в Успенский Трифонов монастырь, откуда оно и начиналось. Три дня паломники идут до Великорецкого и два дня ‒ обратно. Исторически так сложилось, что шествие в прямом и обратном направлениях проводится разными маршрутами, и их протяженность различна. Все эти особенности крестного хода вырабатывались в течение столетий и строго соблюдаются по сей день.


Каждый крестный ход по-своему интересен, насыщен событиями и имеет свое неповторимое «лицо». В этом году в нем участвовало, по некоторым оценкам, более 15 тыс. человек . Среди них и жители Российской Федерации, и приехавшие из других стран дальнего и ближнего зарубежья. В числе паломников можно было увидеть не только традиционно постоянно участвующих в крестных ходах православных из стран бывшего СССР, в частности Украины, Белоруссии, Латвии, но также приехавших из Германии, Сербии, Испании, Италии, Англии. Московскую областную региональную организацию Императорского Православного Палестинского Общества представляли Сергей Забурниягин и Владимир Панков .


Главной особенностью нынешнего крестного хода явилось участие в праздничном богослужении в селе Великорецком Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла , который специально прибыл на это мероприятие из столицы. В 2014 году Святейший впервые перед началом паломничества напутствовал крестноходцев. Его речь была воспроизведена в записи после молебна в Свято-Успенском Трифоновом монастыре Вятки. Он благословил участников и посетовал на то, что по многим взятым на него обязательствам не может сам непосредственно принять участие в этом замечательном народном движении и выразил тогда желание по возможности приехать на Великорецкий крестный ход. И вот это событие осуществилось.
6 июня Святейший совершил позднюю Божественную литургию на берегу реки Великой и затем водосвятный молебен. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Вятский и Слободской Марк; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан и другие архиереи. Это событие широко освещалось СМИ многих стран.


Святейший патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Сердечно всех вас приветствую и поздравляю со знаменательным событием — совершением соборной Литургии здесь, на берегу реки Великой, перед чудотворным образом святителя и чудотворца Николая, который приносится сюда по обетам наших прародителей в соответствии с установившейся дивной традицией - идти многие и многие километры, невзирая на погоду, невзирая на любые сложности, к этому святому месту, чтобы здесь, где была явлена чудотворная икона, вознести молитвы святителю и чудотворцу Николаю».


Следует отметить, что в православном шествии участвуют не только духовенство и верующие, но и известные политики, писатели, иностранные и российские журналисты, представители местной власти, различных общественных движений. В этом и его высокое духовное значение, и великая объединяющая сила.


Великорецкий крестный ход занимает особое место во всей русской истории. В «Кратком историческом сказании о чудотворной Великорецкой иконе св. Николая» говорится, что один благоговейный муж из деревни Крутицы обнаружил эту икону вблизи реки Великой, когда шел по домашним делам вдоль берега. Проходя лесом, он неожиданно увидел среди деревьев необычный свет, словно от множества горящих свечей, однако от страха не решился подойти к таинственному месту. Когда же возвращался домой, снова среди лесной чащи увидел сияние светозарных лучей. Почувствовав непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел у небольшого источника образ св. Николая. Свет в это время исчез. Случилось это событие в 1383 г. От иконы начали проистекать многочисленные чудеса. Получали исцеления имеющие тяжелые недуги. Жители местных деревень, узнав о творящихся чудесных исцелениях, решили возблагодарить Бога за дарованную им святыню и на месте явления иконы построили деревянную часовню. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы вятского края – града Хлынова. Позднее этот город стал называться Вяткой.


Как повествуется в исторических свидетельствах того времени, около 1400 года духовенство и жители Хлынова попросили отпустить образ к ним в город ради большего его всенародного почитания. При этом было дано обещание ежегодно приносить его на место явления. Так свыше 600 лет тому назад возник Великорецкий крестный ход.


Некоторые журналисты, используя спортивную терминологию, называют Великорецкий крестный ход православным марафоном . Отчасти это верно. Однако в таком сравнении имеется и одна весьма существенная неточность. В отличие от любых спортивных состязаний победителями являются все без исключения участники упомянутого православного шествия. Особенно это заметно после его завершения: паломники от души радуются, обнимаются, целуются, поздравляют друг друга… Постоянно звучит приветствие, знаменующее собой победу жизни над смертью: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Это и есть торжество православия, подлинная победа - победа над собой через несение жизненного креста, веру и покаяние.



Представитель Московской областной региональной организации Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Забурниягин высказал следующее мнение о значении Великорецкого крестного хода :

«Для России этот крестный ход имеет особое значение. На крестные ходы идут в основном те люди, которым не все равно, что происходит вокруг них. Это люди небезразличные, любящие Бога, любящие свое Отечество, своих близких.
Почему я пошел на крестный ход? Просто пришло время.
Считаю: надо популяризировать эту традицию. У нас раньше, до революции, была ходящая, молящаяся Россия. Вспомним, как паломники добирались тогда до Иерусалима. Пешком шли из Курской губернии: полгода туда и столько же времени обратно.


Крестный ход − это молитвенное шествие, которое освящает тех, кто идет, кого они вспоминают в своих молитвах, землю, по которой они идут …
Когда мы начнем ходить крестными ходами по всей России от храма к храму, вот тогда наша страна действительно оживет. Сейчас, образно говоря, Россия как дерево ранней весной, в котором нет необходимого сокодвижения, чтобы распустились листья, появились цветы и затем созрели плоды.
Если начнем ходить крестными ходами, то обязательно это произойдет, и тогда Россия расцветет и станет действительно великой духовной державой и уже как следствие  процветающей во всех отраслях жизнедеятельности империей.


Крестный ход − это и духовное общение, и выработка терпения, смирения, воспитание всех лучших человеческих качеств.
У меня такое предложение, касающееся всех воцерковленных людей - давайте возродим традицию ходить крестным ходом до соседнего храма на его престольный праздник. А прихожане этого храма, в свою очередь, также придут на праздник к нам, на наш приход. Это даст возможность почувствовать силу и благодатность крестных ходов, укрепит общение между паствой приходов и, получив начальный опыт участия в крестном ходе дома, подвигнет христианина поехать на Великорецкий крестный ход.


Великорецкий крестный ход − самый трудный и самый благодатный из всех массовых православных шествий, которые проводятся на территории России. Да, у нас уже имеется немало крестных ходов, например, Иринарховский, Боголюбский, Тобольский, Тутаевский и многие другие. Однако нужно помнить, что крестному ходу на реку Великую уже более 600 лет и он никогда не прерывался. Люди во время гонений, рискуя своей жизнью, шли, выполняя обет своих предков. И это очень добрая благодатная традиция, которую нужно поддерживать, как говорили в старину на Руси, всем миром.


Долг каждого православного христианина − хотя бы раз в жизни пройти Великорецкий крестный ход .


Я бы еще сравнил Великорецкий крестный ход с донорским движением , которое сегодня достаточно развито во всем мире. Для чего доноры сдают кровь? Когда донор сдает кровь, он в первую очередь делает это для других, тем самым спасая их жизнь. Но при этом получает большую пользу и для себя, как психологическую, так и физическую, физиологическую. Таким образом, крестный ход можно сравнить с донорством. Потому что люди, которые здесь идут, они делают это не ради себя, а ради других. Они соборно молятся за дальних и ближних. И вот эта духовная составляющая, которая есть в крестном ходе, она как раз направлена на оздоровление, на помощь тем людям, которые нас окружают. Поэтому крестный ход освящает жизнь очень многих и многих, и в этом его главный сакральный смысл».

Владимир Панков

Один из самых крупных, известных и многочисленных крестных ходов России. Он проводится в честь святителя Николая Чудотворца уже более 600 лет. Каждый год с 3 по 8 июня паломники со всей страны и Ближнего Зарубежья проходят путь с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой святого Николая. Крестный ход ежегодно собирает десятки тысяч людей. С ним связано множество свидетельств верующих о чудесном исцелении и святой помощи Николая Угодника.

Общая протяжённость пути - 150 км. Маршрут крестного хода: город Киров (Вятка) — река Великая (село Великорецкое, Юрьянский район Кировской области) - город Киров (Вятка).

История Великорецкого крестного хода

Легенда гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от этой иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма – более достойного места для чудотворного образа.

В XIII-XIV веках русские люди только еще начали поселяться на вятской земле, заселенной, в основном, языческими племенами. Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (в то время и до 1780 года центр Вятского края имел такое название). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли — Великорецкий крестный ход.

Cлава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая.

До 20-х годов XX века Образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.

Великорецкое и образ Николая Чудотворца

Великорецкая икона Николая Чудотворца — это образ, состоящий из средника с поясным изображением Святителя Николая и восьми живописных клейм с изображением чудес Святителя. К сожалению, оригинал Великорецкого образа был утрачен в годы гонений на Церковь. Ныне крестный ход совершается с его точным списком XVII века, который является также чудотворной и чтимой святыней Вятской епархии.

Старинное село Великорецкое находится в 80 км. от города Кирова. Каждый год 3 июня сюда отправляется крестный ход с образом Святителя Николая Чудотворца. Место обретения чудотворной иконы на берегу реки Великой отмечено часовней над святым источником.

В день Великорецких торжеств, когда образ доставляется в село, прямо на берегу совершается Божественная литургия. Верующие отмечают, что богослужение в этот день всегда проходит с большой торжественностью и величием. Особую праздничность событию придает пение церковного хора.

После службы под звон колоколов происходит освящение воды на источнике и на реке Великой. Многие паломники считают своим долгом окунуться в воде. Говорят, что такая вода целебная, а от усталости не остаётся и следа. По окончании торжественных богослужений в Великорецком, крестный ход не заканчивается. Паломников ожидает не менее трудный путь обратно.



Чудесные исцеления от Великорецкого образа Святителя Николая

Множество свидетельств об исцелении людей от Великорецкого образа сохранилось в письменных источниках. В архивах можно отыскать описание чудес, которые были засвидетельствованы в Вятке с 1551 по 1647 годы. Это короткие рассказы о том, как много простых людей получали помощь в тяжелых болезнях после молитвы перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Например, два из них:

«10 января 1558 года прииде в соборную церковь жена некая Орлова города Некрасова Куклина, слепа тритцать недель, и постави свещу пред чюдотворный образ и молитвами святаго Николы прозре и бысть здрава».

Или в этом же году записано:

«9 мая жена именем Матрона Федорова приведена бысть пред чюдотворный образ святаго Николы. Ногами не владела год и приложиша ея к чюдотворному образу и, святой воды испив, исцеление получи».

Всего в архивных записях сохранилось более 200 чудес, совершенных по молитвам перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Их список пополняется и сегодня. С каждым Великорецким крестным ходом вера людей в святую помощь святителя Николая только крепнет.

Об участии членов Московской областной региональной организации Императорского Православного Палестинского Общества в Великорецком крестном ходе.


В этом году (3 июня) исполнилось 135 лет со дня основания Императорского Православного Палестинского Общества, которое оказывает всестороннее содействие православному паломничеству к величайшим христианским святыням. Среди памятных мероприятий, приуроченных к этой дате, следует отметить и участие членов Общества в Великорецком крестном ходе.


Великорецкий крестный ход относится к числу уникальных явлений нашего времени. Он один из самых продолжительных не только у нас в России, но и во всем православном мире. Общая его протяженность - более 150 км. Проводится в Вятской губернии (Кировской области) вот уже более 600 лет и совершается в течение шести дней. В 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II этому крестному ходу придан статус Всероссийского.


Ежегодно крестный ход начинается третьего июня и заканчивается восьмого числа того же месяца.
После ранней литургии в Успенском Трифоновом монастыре г. Кирова перед главным собором служится молебен, затем с напутственным словом к участникам шествия обращается правящий архиерей и благословляет на подвиг паломничества. С этого трогательного момента и начинается крестный ход. Во главе всей процессии несут чтимую икону святителя Николая.


Для многих людей, живущих в обустроенных городских условиях, крестный ход действительно становится подвигом. Ежедневно необходимо преодолевать от 20 до 50 км и находиться в пути по 14-17 часов. На сон реально отводится 2-3 часа в сутки, зачастую в довольно нелегких полевых условиях. Примерно половину пути приходиться идти лесными трудно проходимыми дорогами.
Начинается шествие в Вятке (г. Киров) и направляется в село Великорецкое на реке Великой, что примерно в 90 км от областного центра. После прихода паломников в Великорецкое совершается торжественное богослужение в необычной часовне-алтаре, неподалеку от которой по преданию в древности была явлена икона святителя Николая. Затем шествие возвращается обратно в областной центр в Успенский Трифонов монастырь, откуда оно и начиналось. Три дня паломники идут до Великорецкого и два дня ‒ обратно. Исторически так сложилось, что шествие в прямом и обратном направлениях проводится разными маршрутами, и их протяженность различна. Все эти особенности крестного хода вырабатывались в течение столетий и строго соблюдаются по сей день.


Каждый крестный ход по-своему интересен, насыщен событиями и имеет свое неповторимое «лицо». В этом году в нем участвовало, по некоторым оценкам, более 15 тыс. человек . Среди них и жители Российской Федерации, и приехавшие из других стран дальнего и ближнего зарубежья. В числе паломников можно было увидеть не только традиционно постоянно участвующих в крестных ходах православных из стран бывшего СССР, в частности Украины, Белоруссии, Латвии, но также приехавших из Германии, Сербии, Испании, Италии, Англии. Московскую областную региональную организацию Императорского Православного Палестинского Общества представляли Сергей Забурниягин и Владимир Панков .


Главной особенностью нынешнего крестного хода явилось участие в праздничном богослужении в селе Великорецком Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла , который специально прибыл на это мероприятие из столицы. В 2014 году Святейший впервые перед началом паломничества напутствовал крестноходцев. Его речь была воспроизведена в записи после молебна в Свято-Успенском Трифоновом монастыре Вятки. Он благословил участников и посетовал на то, что по многим взятым на него обязательствам не может сам непосредственно принять участие в этом замечательном народном движении и выразил тогда желание по возможности приехать на Великорецкий крестный ход. И вот это событие осуществилось.
6 июня Святейший совершил позднюю Божественную литургию на берегу реки Великой и затем водосвятный молебен. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Вятский и Слободской Марк; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан и другие архиереи. Это событие широко освещалось СМИ многих стран.


Святейший патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Сердечно всех вас приветствую и поздравляю со знаменательным событием — совершением соборной Литургии здесь, на берегу реки Великой, перед чудотворным образом святителя и чудотворца Николая, который приносится сюда по обетам наших прародителей в соответствии с установившейся дивной традицией - идти многие и многие километры, невзирая на погоду, невзирая на любые сложности, к этому святому месту, чтобы здесь, где была явлена чудотворная икона, вознести молитвы святителю и чудотворцу Николаю».


Следует отметить, что в православном шествии участвуют не только духовенство и верующие, но и известные политики, писатели, иностранные и российские журналисты, представители местной власти, различных общественных движений. В этом и его высокое духовное значение, и великая объединяющая сила.


Великорецкий крестный ход занимает особое место во всей русской истории. В «Кратком историческом сказании о чудотворной Великорецкой иконе св. Николая» говорится, что один благоговейный муж из деревни Крутицы обнаружил эту икону вблизи реки Великой, когда шел по домашним делам вдоль берега. Проходя лесом, он неожиданно увидел среди деревьев необычный свет, словно от множества горящих свечей, однако от страха не решился подойти к таинственному месту. Когда же возвращался домой, снова среди лесной чащи увидел сияние светозарных лучей. Почувствовав непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел у небольшого источника образ св. Николая. Свет в это время исчез. Случилось это событие в 1383 г. От иконы начали проистекать многочисленные чудеса. Получали исцеления имеющие тяжелые недуги. Жители местных деревень, узнав о творящихся чудесных исцелениях, решили возблагодарить Бога за дарованную им святыню и на месте явления иконы построили деревянную часовню. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы вятского края – града Хлынова. Позднее этот город стал называться Вяткой.


Как повествуется в исторических свидетельствах того времени, около 1400 года духовенство и жители Хлынова попросили отпустить образ к ним в город ради большего его всенародного почитания. При этом было дано обещание ежегодно приносить его на место явления. Так свыше 600 лет тому назад возник Великорецкий крестный ход.


Некоторые журналисты, используя спортивную терминологию, называют Великорецкий крестный ход православным марафоном . Отчасти это верно. Однако в таком сравнении имеется и одна весьма существенная неточность. В отличие от любых спортивных состязаний победителями являются все без исключения участники упомянутого православного шествия. Особенно это заметно после его завершения: паломники от души радуются, обнимаются, целуются, поздравляют друг друга… Постоянно звучит приветствие, знаменующее собой победу жизни над смертью: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Это и есть торжество православия, подлинная победа - победа над собой через несение жизненного креста, веру и покаяние.



Представитель Московской областной региональной организации Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Забурниягин высказал следующее мнение о значении Великорецкого крестного хода :

«Для России этот крестный ход имеет особое значение. На крестные ходы идут в основном те люди, которым не все равно, что происходит вокруг них. Это люди небезразличные, любящие Бога, любящие свое Отечество, своих близких.
Почему я пошел на крестный ход? Просто пришло время.
Считаю: надо популяризировать эту традицию. У нас раньше, до революции, была ходящая, молящаяся Россия. Вспомним, как паломники добирались тогда до Иерусалима. Пешком шли из Курской губернии: полгода туда и столько же времени обратно.


Крестный ход − это молитвенное шествие, которое освящает тех, кто идет, кого они вспоминают в своих молитвах, землю, по которой они идут …
Когда мы начнем ходить крестными ходами по всей России от храма к храму, вот тогда наша страна действительно оживет. Сейчас, образно говоря, Россия как дерево ранней весной, в котором нет необходимого сокодвижения, чтобы распустились листья, появились цветы и затем созрели плоды.
Если начнем ходить крестными ходами, то обязательно это произойдет, и тогда Россия расцветет и станет действительно великой духовной державой и уже как следствие  процветающей во всех отраслях жизнедеятельности империей.


Крестный ход − это и духовное общение, и выработка терпения, смирения, воспитание всех лучших человеческих качеств.
У меня такое предложение, касающееся всех воцерковленных людей - давайте возродим традицию ходить крестным ходом до соседнего храма на его престольный праздник. А прихожане этого храма, в свою очередь, также придут на праздник к нам, на наш приход. Это даст возможность почувствовать силу и благодатность крестных ходов, укрепит общение между паствой приходов и, получив начальный опыт участия в крестном ходе дома, подвигнет христианина поехать на Великорецкий крестный ход.


Великорецкий крестный ход − самый трудный и самый благодатный из всех массовых православных шествий, которые проводятся на территории России. Да, у нас уже имеется немало крестных ходов, например, Иринарховский, Боголюбский, Тобольский, Тутаевский и многие другие. Однако нужно помнить, что крестному ходу на реку Великую уже более 600 лет и он никогда не прерывался. Люди во время гонений, рискуя своей жизнью, шли, выполняя обет своих предков. И это очень добрая благодатная традиция, которую нужно поддерживать, как говорили в старину на Руси, всем миром.


Долг каждого православного христианина − хотя бы раз в жизни пройти Великорецкий крестный ход .


Я бы еще сравнил Великорецкий крестный ход с донорским движением , которое сегодня достаточно развито во всем мире. Для чего доноры сдают кровь? Когда донор сдает кровь, он в первую очередь делает это для других, тем самым спасая их жизнь. Но при этом получает большую пользу и для себя, как психологическую, так и физическую, физиологическую. Таким образом, крестный ход можно сравнить с донорством. Потому что люди, которые здесь идут, они делают это не ради себя, а ради других. Они соборно молятся за дальних и ближних. И вот эта духовная составляющая, которая есть в крестном ходе, она как раз направлена на оздоровление, на помощь тем людям, которые нас окружают. Поэтому крестный ход освящает жизнь очень многих и многих, и в этом его главный сакральный смысл».

Владимир Панков



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!