В России, Украине и Белоруссии завершились торжества, посвященные 1025-летнему юбилею Крещения Руси. Отметить важную дату в пределы Русской православной церкви приехали восемь патриархов. Среди высоких гостей был и глава одной из древнейших церквей мира – Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. Своими впечатлениями он поделился в эксклюзивном интервью с “Голосом России”
Его Блаженство папа и патриарх Великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки – отец отцов, пастырь пастырей, АРХИЕРЕЙ архиереев, Тринадцатый апостол и судия Вселенной… У патриарха Феодора II много титулов. Из-за более чем насыщенного графика торжеств, взять интервью у главы Александрийской церкви удалось только в поезде, в котором он, вместе с другими патриархами и представителями мирового православия путешествовал по исторической территории святой Руси: из Москвы в Киев, а затем в Минск. “Я очень впечатлен и тронут этим путешествием”, – начал свой рассказ Феодор II :
“В свое время я присутствовал на праздновании тысячелетия Крещения Руси,- продолжил он. – Это было в 1988 году. Я тогда служил в Одессе, был архимандритом на подворье Александрийской православной церкви при Московском патриархе. Тогда наш патриарх Парфений не смог приехать, и я его представлял. Я помню тогда еще патриарха Пимена. Он был тогда уже в колясочке. Литургию вел ныне покойный Антиохийский патриарх Игнатий.
Я хорошо помню, что день тогда был очень пасмурный, а все небо затянуто облаками. И у меня появилось ощущение, что погода словно напоминает о тех страданиях, через которые прошел русский народ, чтобы прийти к этому светлому дню тысячелетия Крещения. А когда тогда мы поехали в Киев, разразился один из самых сильнейших дождей, которые я когда-либо видел. И Бог благоволил, чтобы 25 лет спустя я приехал на празднование 1025-летия уже в качестве патриарха Александрийской церкви.
Я благодарю Бога и патриарха Кирилла, моего дорогого брата, за такое благоволение. И очень надеюсь, что все мы еще отпразднуем и 1050-летие Крещения Руси”.
То и дело патриарх Феодор по привычке переходит на русский язык. Для него он, если не родной, то любимый. О России и русском народе первоиерарх Александрийской церкви может говорить часами. Это не удивительно.
В 1980-х годах он долгие годы был экзархом Александрийского патриархата в Русской православной церкви с подворьем в Одессе. В годы СССР никто не делил друг друга на русских и украинцев. Для нас все это была Россия. И ей я отдал свое сердце, смеется александрийский первоиерарх:
“Еще когда я учился богословию в университете Салоников, я прочитал книгу о русском святом Серафиме Саровском. И на протяжении семи лет подряд я каждый вечер молился святому Серафиму о том, чтобы мне довелось узнать Русскую землю. И с тех пор я всегда говорил, что мое сердце отныне и навсегда принадлежит России. Бог наконец-то услышал меня, и я прожил целых 10 лет в Одессе. В те времена я учил русский язык, я даже подумать не мог, что сегодня весь мир будет говорить по-русски, что он станет языком мирового значения.
Я очень благодарю Россию и русских людей за то, что именно здесь я многое узнал и многому научился из того, что мне сегодня помогает в моем патриаршем служении”.
Вот уже как 9 лет Феодор II возглавляет кафедру Александрийской церкви, одной из древнейших в мире. А до этого несколько лет возглавлял православные миссии в Камеруне, Зимбабве, Мозамбике, Ботсване и Анголе. Миссионер, ценитель искусства и страж православных традиций и восточной духовности, сегодня патриарх Феодор II большие надежды возлагает на Россию и Русскую православную церковь:
“Я радуюсь, что среди числа древних патриархатов, наш, пожалуй, – единственный, с которым Россия всегда была в очень тесных и дружеских отношениях. Я благодарен патриарху Кириллу, который благословил направить в Россию нескольких ребят из Африки, для того чтобы они учились здесь, выучили русский язык. Мне всегда приятно, когда в странах Африки я встречаясь или с президентами, или с премьер-министрами, могу с ними общаться на русском языке. Потому что многие из них получили образование в России”.
Нынешняя поездка Феодора II в пределы Русской православной Церкви на празднования торжеств в честь 1025-летия Крещения Руси пришлась на непростое как для африканского континента, так и для Ближневосточного региона время. Усиление радикального ислама вынуждает православных покидать территории, на которых некогда зародилось христианство:
“В Египте мы, представители Александрийского патриархата, являемся самой малочисленной общиной страны. Большей силой в Египте является Коптская церковь – число ее последователей около 15 миллионов. Сейчас мое сердце особо скорбит, потому что несколько дней назад в Египте опять начались беспорядки. Фанатичные консервативные мусульмане, придерживающиеся строгого исламского режима, сталкиваются с теми, кто, скажем, выступает за современный образ жизни. Из частого общения с людьми я понял, что у “Братьев-мусульман” нет ни возможности, ни желания сделать что-то хорошее для своего же народа. Ведь они действуют не для общего блага, а преследуют свои интересы.
При этом, конечно, следует заметить, что ни в патриархии, ни меня лично никто никогда не трогал. К нам относятся с уважением. Нас все знают, про нас говорят “греки” и никакой агрессии со стороны мусульман мы не чувствуем. Я вечерами часто выхожу прогуляться по улицам города просто в подряснике и только с четками в руках. И меня часто зазывают в гости к себе простые мусульмане”.
По словам главы Александрийской церкви, сразу после возвращения в Египет он намерен встретиться с шейхом мусульман страны и главой коптской церкви. Феодор II уверен, что духовным лидерам сообща удастся придумать, как предотвратить кровопролитие в стране.
Дата рождения: 1954 г. Страна: Африка Биография:Родился в Канли провинции Кастели Ханья в 1954 г. В детском возрасте жил вместе с семьей в Тилисе, в Агиес Параскиес, в Гераклионе на острове Крит.
По окончании гимназии учился в церковной школе Ризариев в Афинах; окончил богословский факультет Университета Аристотеля в Фессалониках со степенью магистра. Также изучал историю искусств, литературу и философию в Одессе.
В 1973 г. принял монашеский постриг в монастыре Анкарат. Продолжил учиться в Университете Аристотеля на богословском факультете.
В 1975 г. рукоположен во диакона в монастыре Спили. Занимал должность протосингела (секретаря) Ламбийской и Сфакийской митрополии на Крите. Активно участвовал в проповеднической и филантропической деятельности.
В 1985-1990 гг. находился в Одессе в качестве экзарха Патриарха Александрийского в России, где его паствой были греки бывшего Советского Союза.
Основал школу Греческой культуры и музей Филики Этереа для 600 детей, где ведется обучение греческому языку.
В 1990 г. хиротонисан во епископа с титулом «Киринский» и назначен Патриаршим представителем Александрийского Патриархата в Афинах. Всегда сопровождал Патриарха Парфения в поездках по Африке и на многих интернациональных и богословских конференциях.
В 1996 г. назначен Патриаршим викарием в Александрии.
В сентябре 1997 г. избран митрополитом Камеруна и Центральной Африки. В последующие годы становится известен как пастырь, внесший огромный вклад в апостольское служение народам Камеруна, Чада, Гвинеи, Эквадора, Габона и островов Святого Фомы.
В 2002 г. избран митрополитом Зимбабве, а труды апостольского служения из центрально-западной Африки переносятся южнее, в земли Зимбабве, Анголы, Мозамбика, Ботсвана, Малави. Основал 4 миссионерских центра в Хараре, Греческий культурный центр для 400 делегатов, 2 больших миссионерских центра в Малави, госпиталь, техническую школу и школу медсестер. При поддержке Греческого Парламента обновил Греческую площадь (школа, храм, резиденция епископа) в Бейре, в Мозамбике. Заложил и передал греческим общинам храмы в Ботсване и Анголе.
9 октября 2004 г. избран 116-м Патриархом Александрийским и всей Африки. Церемония интронизации состоялась в соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в Александрии 24 октября 2004 г.
Титул Предстоятеля: Его Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной .
Патриаршая резиденция находится в Александрии (Египет).
Место работы: Александрийская Православная Церковь (Предстоятель) E-mail: [email protected] Web-сайт: www.patriarchateofalexandria.comПубликации на портале Патриархия.ru
Выступление Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора на заключительном заседании Архиерейского Собора [Приветствия и обращения]
После окончания своей оздоровительной поездки в Австрию, Коптский Патриарх Александрийский Феодор II принял участие в телевизионной программе канала CBC, в которой отвечал на вопросы Ламис Аль-Хадиди.
Во время программы он давал категорические ответы на насущные вопросы коптов, касающиеся законов о гражданских состояниях, построения церквей, а также кризиса в отношениях между некоторыми коптскими диаспорами и самой церковью.
Также в диалоге были подняты вопросы о том, что думает коптское сообщество и «политическая улица» Египта об отношениях между церковью и государством. Разговор зашел и о мнении патриарха по поводу коптских активистов, организовавших восстание 25 января, а также о его видении причин роста миграции из Сирии и Ирака, и кризиса, в котором оказались копты из Эль-Ариша, а также о роли Совета конгрегации (ранее Коптский православный совет — организация, представляющая коптских прихожан — прим. ред. ). Именно этим вопросам и детальным ответам коптского патриарха на них и посвящен материал.
Коптская диаспора в Америке и визит Абдель Фаттаха Ас-Сиси: Церковь — совесть родины, никто не сможет нас купить
Контекст
Копты: «Наша жизнь превратилась в ад»
Libération 10.03.2017Тревожная жизнь коптских христиан Египта
The Economist 13.12.2016Копты, генерал Ас-Сиси и разделенный Египет
Vatican Insider 03.02.2014Патриарх Коптской православной церкви встретится с Франциском
Vatican Insider 24.04.2013Православный Патриарх бросает вызов Братьям-мусульманам
Time 10.04.2013 Самой распространённой темой на улицах Египта в настоящее время является предстоящий визит президента Ас-Сиси в Соединенные Штаты Америки, приготовления проживающих в США египтян к встрече президента, а также появление людей, рассчитывающих на коптов и призывающих их воздержаться и отказаться от празднования по случаю визита президента Египта… В связи с этим коптский патриарх Феодор II обратился к коптской диаспоре США с посланием: «Мы достойны и способны решить наши проблемы в Египте. Средства массовой информации драматизируют и раздувают то, что происходит, принимая во внимание лишь свое эго. Они гордятся тем, что способны получать фотографии и новости».Патриарх подчеркнул, что «Церковь отправила епископа в США, чтобы разъяснить картину и успокоить людей, которые испытывают беспокойство и тревогу. У нас есть совесть, церковь — это совесть родины, никто не может нас купить».
Результаты январской революции: она сломила моральные основы
Говоря о коптских активистах и оппозиции, нужно сказать, что они появились во время событий 25 января (в этот день 2011 года в Египте начались события так называемой « арабской весны » — прим. ред. ). Оппозиционные группы отвергают роль патриарха и любых религиозных символов, принимающих участие в египетской политической жизни, а также резко критикуют саму фигуру Феодора II, который сказал: революция 25 января сломила моральные основы.
Он также добавил, что коптский гнев, вылившийся на его персону, стал поводом для начала революционных выступлений 2011 года. Они, в свою очередь, выпустили наружу то, что можно было бы назвать человеческой свободой, тем самым сломав барьер уважения, что и является социальной проблемой нашего общества. Все это отражает то, что разговор между двумя сторонами превращается в поток неуместных слов и выражений.
Патриарх обратился с речью к молодым людям: «Будьте рассудительными и логичными. Ругательства и брань — аргумент слабых». Он также подчеркнул, что оскорбления не расстраивают и не тревожат его, ведь он говорит самому себе, что народ знает правду.
Переселение христиан с Ближнего Востока — трагедия мира
Во время своего интервью с журналисткой Ламис Аль-Хадиди патриарх Феодор II прокомментировал проблему переселения христиан с Ближнего Востока, особенно из Сирии и Ирака. Он заявил, что папа римский Франциск также разделяет его беспокойство по поводу того, что христиане Ближнего Востока стали мишенью, а также то, что отсутствие христиан в этом регионе станет трагедией всего мира.
Патриарх Феодор II отметил, что неправильная западная политика в Сирии и Ираке привела к появлению огромного числа беженцев, на которых в настоящее время и жалуются жители Европы.
Сближение церкви и государства — это не недостаток или изъян
Коптский патриарх прокомментировал вопрос сближения и полной поддержки церковным институтом египетского государства: сближение церкви и государства — это не недостаток. Существование мира и любви между государственными институтами только радует нас.
Он отметил, что хорошие отношения приносят пользу всем египтянам, исповедующим и ислам, и христианство. Более того, существующие проблемы должны оцениваться внутри страны. Так, нападение на человека или ограбление деревни — это проблемы, которые не стоит недооценивать, однако они должны решаться на местном уровне.
Феодор II продолжил свою речь, сказав: «Безусловно, события в Эль-Арише вызвали сильную боль, однако государство смогло предпринять правильные меры для решения этой проблемы. Это было нацелено на нанесение вреда Египту и разрушение его единства». Он указал на то, что церковь пытается достичь спокойствия и тишины, но огонь не загасит огонь.
Закон о строительстве церквей в Египте
Мультимедиа
Кровопролитная акция протеста христиан в центре Каира
ИноСМИ 12.10.2011Распространение христианства на Ближнем Востоке и в Африке
РИА Новости 14.02.2014 Коптский патриарх Феодор II также отметил, что закон позволяющий строить церкви в Египте, сам по себе является достижением, поскольку всего за четыре месяца были получены разрешения на строительство большого числа храмов, а чиновники в любой провинции реагируют на просьбу построить церковь, будь то принятие или отказ.Патриарх пояснил, что закон поможет решить «кризис» церкви, а также создать законные рамки для ее существования. Для осуществления этого премьер-министр сформировал специальный комитет.
Коптский православный совет преуменьшал роль гражданства
Феодор II прокомментировал роль Коптского православного совета, сказав: «Этот совет состоит из группы духовенства, не являющихся священнослужителями, однако заинтересованных в государственных делах и помогающих церкви в административных и социальных вопросах, а не в религиозных делах».
Коптский патриарх разъяснил причину изменения названия этого совета: оно преуменьшало роль гражданства, отдавая приоритет религиозной идентичности. Он указал, что особая роль совета была исключена из соответствующей главы в Конституции, и подтвердил, что он прекратил свое существование еще в 2011 году. Ведь именно этот совет стал причиной проблем, которые переживало египетское общество после январской революции. Однако, в настоящее время после стабилизации государственных институтов, появились мысли о его возрождении и возобновлении его работы.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Дата рождения:
Дата пострига:
Страна:
Египет и вся Африка
Биография:
Родился в Канли провинции Кастели Ханья в 1954 году. В детском возрасте жил вместе с семьей в Тилисе, в Агиес Параскиес, в Гераклионе на острове Крит. После гимназии учился в Церковной школе Ризариев в Афинах и получил степень магистра после окончания богословского факультета Университета Аристотеля в Фессалониках. Также он изучал историю искусств, литературу и философию в Одессе.
В 1973 году принял монашеский постриг в монастыре Анкарат. Продолжил учиться в салоникийском Университете имени Аристотеля на богословском факультете.
В 1975 году рукоположен во диакона в монастыре Спили, и занимал должность протосингела (секретаря) Ламбийской и Сфакийской митрополии на Крите. Активно участвовал в проповеднической и филантропической деятельности.
С 1985 до 1990 года находился в Одессе в качестве экзарха Патриарха Александрийского в России, где его паствой были греки бывшего Советского Союза.
Он основал школу Греческой Культуры и музей Филики Этереа для 600 детей, где ведется обучение греческому языку. В 1990 г. был рукоположен в епископа с титулом Киринского и был назначен Патриаршим представителем Александрийского Патриархата в Афинах.
В 1996 году был назначен Патриаршим викарием в Александрии.
В сентябре 1997 года митрополит Феодор избирается митрополитом Камеруна и Центральной Африки. В последующие годы он становится известен как пастырь, внесший огромный вклад в апостольское служение народам Камеруна, Чада, Гвинеи, Эквадора, Габона и островов Святого Фомы, как администратор, принявший громадную митрополию, которая простирается на центральную и западную Африку.
В 2002 году был избран митрополитом Зимбабве, а труды апостольского служения из центрально-западной Африки переносятся южнее, в земли Зимбабве, Анголы, Мозамбика, Ботсвана, Малави. Он основал 4 миссионерских центра в Хараре, Греческий культурный центр для 400 делегатов, 2 больших миссионерских центра в Малави, госпиталь, техническую школу и школу медсестер. Им были заложены храмы в Ботсване и Анголе.
9 октября 2004 года был избран 116-м Патриархом Александрийским и всея Африки. Церемония интронизации состоялась в Соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в Александрии 24 октября 2004 г.
Титул Предстоятеля: Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец отцов, Пастырь пастырей, Архиерей архиереев, Тринадцатый апостол, Судья вселенной.
Патриаршая резиденция находится в Александрии (Египет).