Обряды католической церкви в 16 веке. Таинства и обряды в католицизме. Почему Пасха и Рождество бывают в разное время

В обыденном сознании католичество прочно ассоциируется с «латинством», т.е. с западной богословской и литургической традицией. А, между тем, в Католической (Вселенской) Церкви присутствует не только латинский, но и целый ряд других обрядов. Если же речь идет о территории нашей страны, то это – , иногда называемый просто «восточным». Главой католиков Восточного обряда, проживающих на территории России, является Владыка Иосиф Верт, который также возглавляет Римско-Католическую Преображенскую епархию в Новосибирске.
Среди людей, не воспитанных в католической традиции, но желающих присоединиться к Католической Церкви, часто возникает вопрос: а к какому обряду я должен принадлежать? Обстоятельный ответ на этот и на целый ряд других сопутствующих вопросов был дан Генеральным викарием Архиепархии Божьей Матери в Москве, монсеньором Сергеем Тимашовым. Соответствующий материал появился на сайте Информационной службы Архиепархии 23 апреля 2010 г. Ниже мы приводим его полностью.

На сайт Информационной службы поступает много вопросов, связанных с присоединением к Католической Церкви, и, в частности, с вопросом сохранения или изменения обряда в данном случае. За разъяснениями мы обратились к Генеральному викарию Архиепархии Божией Матери в Москве монсеньору Сергею Тимашову .

Борис спрашивает: «Здравствуйте! Узнал такую вещь, что якобы при переходе из православия в католичество, после курсов катехизации надо посылать письмо в Ватикан о разрешении стать католиком латинского обряда, а почему тогда настоятели ничего об этом не говорят?»

— В этом вопросе есть сразу несколько моментов, которые требуют уточнения. Прежде всего, некорректно говорить о «переходе», как если бы речь шла о переходе из одного прихода в другой. Католическая Церковь, будучи убежденной в истинности и действительности таинств в Восточных Церквах, не подвергает сомнению ту христианскую традицию, которую эти Церкви сохраняют (об этом ясно свидетельствуют, в частности, документы II Ватиканского Собора). С другой стороны, Католическая Церковь убеждена в том, что ей вверена полнота истины, и потому она не может не принимать в число своих членов людей, которые, будучи действительным образом крещеными вне Католической Церкви, желают вступить в общение с Церковью, собранной вокруг Епископа Рима, в которой, как учит тот же II Ватиканский Собор, пребывает полнота Церкви Христовой.
Во-вторых, желание вступающих в полноту общения с Католической Церковью сделать это именно в латинском обряде совсем не является чем-то очевидным? по крайней мере, для самой Церкви. Ведь согласно канону 35 Кодекса канонов Восточных Церквей «крещеным не-католикам, вступающим в полное общение с Католической Церковью, надлежит сохранять и практиковать свой обряд повсюду в мире и соблюдать его, насколько это в их силах. Таким образом, они должны быть приняты в Церковь sui iuris того же обряда, причем сохраняется право лиц, общин или регионов в особых случаях обращаться к Святому Престолу.
Как видим, Церковь самым настоятельным образом рекомендует присоединяющимся к ней восточным христианам оставаться в своем, то есть в данном случае в византийском обряде, и только если это представляется невозможным, можно обратиться с прошением к Святому Престолу о смене обряда.

— Почему Церковь так настаивает на сохранении обряда?

— Поскольку речь идет о крещеных людях, Церковь не может не обращать внимания на то, что они уже принадлежат к определенной традиции, которая привела их самих, либо их родителей или родственников к идее крещения. Началом христианской жизни является именно крещение, а не момент более или менее сознательного знания катехизиса. Таким образом факт крещения человека в какой-то христианской Церкви или церковной общине означает, что он в силу своей личной истории уже включен в какое-то наследие, которое и называется обрядом. Католическая Церковь признает существование внутри себя обрядов, относящихся к шести традициям, и утверждает равное достоинство Церквей, которые являются выражением этих обрядов.
Надо признать, что исторически во многих случаях имело место представление о некотором превосходстве и совершенстве латинского обряда по сравнению с другими, которое очень часто несознательно (впрочем, иногда и сознательно) приводило к стремлению убедить христиан, осознающих потребность в католическом единстве, практиковать веру именно в латинском обряде. Именно эти заблуждения привели постепенно в XIX веке Римских Пап к необходимости утверждать и защищать равное достоинство всех обрядов, и фактически запрещать латинскому духовенству переманивать в свой обряд неопытных и недостаточно сведущих в реальном церковном учении христиан. Равное достоинство обрядов является твердым и ясным учением Католической Церкви, и это учение, поскольку было омрачено предрассудками, нуждалось в такой дисциплинарной и канонической защите.
Руководствуясь стремлением защитить равенство обрядов и максимально облегчить способ жизни в католической вере, Церковь не оставляет вопрос принадлежности к обряду свободному выбору христианина. Обряд определяется в момент крещения. Его определяют либо родители, желающие крестить ребенка, либо сам взрослый, желающий принять крещение.
При этом важно понимать, что с точки зрения дисциплины Церкви принадлежность к обряду определяется принадлежностью к определенному культурному и духовному наследию, а не принадлежностью служителя крещения. Подчеркну еще раз: обряд определяется происхождением крещаемого, а не тем, в каком храме и каким служителем совершено крещение. Например, если родители-католики в виду отсутствия в пределах досягаемости католического прихода принесли крестить ребенка в православный храм, он не становится от этого членом Русской Православной Церкви.
Однако факт реальной жизненной встречи со Христом в Церкви, практикующей иной обряд, отличной от обряда крещения (например, в латинском обряде для православных христиан) может составлять серьезный мотив для перехода в Церковь именно латинского обряда. Однако определить, является ли этот мотив законной причиной для смены обряда, согласно каноническому праву, может не сам христианин, и даже не настоятель, с которым он связан, но только Апостольский Престол.

«А как быть с теми кто проходил присоединение до того как требовалось разрешение на смену обряда», спрашивает Андрей. «Каков их статус?»

— Кодекс канонов Восточных Церквей действует с 1990 года. Следовательно, по крайней мере с этого времени, никакое имплицитное желание присоединиться к Католической Церкви именно в латинском обряде, если оно не было высказано Апостольскому Престолу в соответствующем письменном прошении, никаких правовых последствий не влечет. Все христиане, которые были крещены в Православной Церкви и впоследствии приняты в полноту общения с Католической Церковью, являются католиками византийского обряда, если они не просили и не получили разрешения Апостольского Престола о смене обряда.
Следует признать, что в течение достаточно долгого времени священнослужители и катехизаторы латинских приходов, встречаясь с просьбами о присоединении к Католической Церкви, не обращали своего внимания и внимания приходящих на эти положения церковной дисциплины.

Вопрос: «Что представляет из себя «обряд» присоединения (если человек уже был крещен в Православной Церкви), это «8-е таинство»?»

— Разумеется, речь не идет о таинстве. Католиком является всякий, кто либо крещен в Католической Церкви, либо вступил в нее формальным актом. Акт присоединения является бесповоротным и неотменимым, поэтому Церковь настаивает на том, чтобы было сделано всё возможное для того, чтобы это решение было принято сознательно. Ответственным за это является настоятель прихода, и он принимает решение, какие формы подготовки для этого необходимы.

Вопрос Ивана: «Является ли катехизация обязательной при переходе из Православной Церкви в Католическую (присоединении)»?

— Поскольку катехизацией называется передача веры при подготовке к крещению, невозможно здесь говорить о катехизации в собственном смысле слова. С другой стороны, очевидно, что само решение о вступлении в полное общение с Католической Церковью должно быть осознанным - не только для того, кто об этом просит, но и для самой Церкви. Общине Церкви должно быть ясно, что христианин, просящий о полном общении, понимает, что такое Церковь, и что с его стороны это не сиюминутное решение. Общение именно предоставляется, в него принимают, и это значит, что недостаточно только желания, но нужно и активное действие другой стороны. Таким образом, то, что в данном случае привычно называют «катехизацией», на самом деле является периодом ознакомления с учением Католической Церкви, знакомства с католической общиной как таковой, чтобы человек ясно видел, куда он идет. Весь этот период направлен на обеспечение большей свободы в принятии решения о присоединении.
Поскольку полное общение очевидным образом предполагает и принятие таинств, то Церковь со своей стороны должна убедиться, что человек к этому принятию таинств готов, что у него есть правильное понимание своей церковной принадлежности, понимание исповеди и причащения. Традиционно это время составляет несколько месяцев. В частности, Церковь обращает большое внимание на должное празднование Дня воскресения Господня, прежде всего, через участие в воскресной литургии.

С этим связан другой вопрос Ивана: «Если человек не хочет проходить катехизацию (по причине нехватки времени, если он уже имеет при этом веру и знания), может ли он быть присоединен, или же он «обязан» пройти ненужный ему курс?»

— Основанием для немедленного присоединения к Католической Церкви может быть только непосредственная опасность смерти. Это может сделать любой католический священник. Во всех остальных случаях причин для особой спешки нет.
Важно понимать, что о присоединении к Церкви можно только просить, этого невозможно требовать. Попытка требовать чего-то у Церкви является свидетельством недостаточно ясного понимания ее природы, и не свидетельствует о наличии у человека католического веры.

Вопрос: «Значит ли это, все же, что узнавшие о своей принадлежности к византийскому обряду католики, теперь должны приступать к таинствам именно в приходах византийского обряда?»

— Уместное слово: призваны . Канон 40 Кодекса канонов Восточных Церквей выражает твердое пожелание Церкви, чтобы верные стремились глубже узнавать и любить свой обряд. В то же время, настаивая на принадлежности обряду, вытекающему из крещения, Церковь предполагает возможность для каждого конкретного христианина приходить и принимать таинства в Католической Церкви любого обряда.

Александрийские обряды .
Копты-католики и эфиопы-католики придерживаются обряда, восходящего к александрийской традиции. Во главе католиков коптского обряда стоит католический коптский патриарх Александрийский, и в 1990 их насчитывалось ок. 170 000. Католиков эфиопского обряда, возглавляемых собственным архиепископом в Аддис-Абебе, в 1990 насчитывалось ок. 120 000 человек.
Антиохийские обряды. Три значительных группы католиков в своей религиозной практике придерживаются западносирийских обрядов, восходящих к антиохийской традиции. В результате унии сиро-яковитов с Римом в 1782 возник сирийский обряд. Во главе католиков сирийского обряда, в 1990 насчитывавших ок. 100 000, стоит католический сирийский патриарх Антиохийский, кафедра которого находится в Бейруте. Мар-Иваниос, яковитский епископ в юго-западной Индии, в 1930 стал католиком; его примеру последовали тысячи яковитов, которые в 1932 получили статус католиков маланкарского обряда. Резиденция их архиепископа находится в Тривандре, и в 1990 их насчитывалось ок. 300 000.

Католики маронитского обряда свое происхождение ведут из древней Сирии. Некогда св. Марон (ум. 410?) основал в Северной Сирии монастырь, монахи которого сыграли важную роль в христианизации местного населения и строительстве церкви, что превратилось в нелегкую задачу после мусульманского завоевания Сирии в 7 в. По преданию, первый маронитский патриарх был избран в 685. В 8 и 9 вв. маронитская община постепенно переселилась из Северной Сирии в Ливан. Марониты почти не поддерживали связей с другими христианами, и их вероучение имело видимый монофелитский уклон, что объяснялось их неосведомленностью о решениях III Константинопольского собора. Когда в Ливан пришли крестоносцы, марониты вступили в контакт с западными христианами. в 1180–1181 марониты признали папу Александра III. Они оставались католиками в преимущественно мусульманском окружении и хотя говорили на арабском языке, составляли особое национальное меньшинство и имели собственные традиции. В настоящее время марониты играют заметную роль в политической жизни Ливана. В литургии и уставе маронитов заметно влияние латинского обряда. Во главе маронитской церкви стоит маронитский патриарх Антиохийский, резиденция которого находится в окрестностях Бейрута. В 1990 насчитывалось ок. 2 млн. маронитов в Ливане, других странах Ближнего Востока и среди ливанских эмигрантов по всему миру.

Восточносирийские обряды.
К католикам восточносирийских обрядов относят католиков Халдейской и Малабарской церквей. Халдейская католическая церковь возникла в 1553, когда в Несторианской церкви произошел раскол и одна ее часть признала власть папы Римского. В 1990 к ней принадлежало ок. 600 000 верующих. Большинство из них проживает на территории Ирака, где они составляют самую многочисленную христианскую общину. Христиане Несторианской церкви в юго-западной Индии, которые стали католиками в 16 в., именуются католиками малабарского обряда. Малабарская литургия и церковный обиход носят печать сильного латинского влияния. Во главе малабарских католиков стоят архиепископы Эрнакуламский и Чанганачерийский, и в 1990 эта церковь насчитывала ок. 2,9 млн. членов.

Армянский обряд .
Уния армянских христиан с Римско-католической церковью существовала с 1198 по 1375. Начало этой унии было положено во время крестовых походов, когда армяне стали союзниками латинян в борьбе против мусульман. Современный армянский обряд возник в 1742. Армянские католики, особенно бенедиктинские монахи-мехитариты, внесли заметный вклад в армянскую культуру, они издавали книги и учреждали школы. Во главе католиков армянского обряда стоит патриарх Киликийский, резиденция которого находится в Бейруте. В 1990 их насчитывалось ок. 150 000 в различных странах Ближнего Востока.

Это сообщение отредактировал Neko - 18-03-2007 - 21:10

Кроме Римско-католической церкви латинского обряда, к которой принадлежат 98% католиков мира, существует 21 католическая церковь восточного обряда. Церкви эти объединяются в пять литурги- ко-дисциплинарных традиций (обрядов): византийскую (константинопольскую, или греческую), александрийскую, антиохийскую (западно-сирийскую), восточно-сирийскую (халдейскую) и армянскую. Большинство из традиций (обрядов) имеют по нескольку разновидностей (подобрядов), часто рассматриваемых как отдельные обряды.

Верующие всех восточных католических обрядов придерживаются единого вероучения и признают власть Папы Римского, однако в каждом обряде сохраняются свои собственные литургические традиции, церковная организация и духовность, в основном совпадающие с теми, которые характерны для соответствующих некатолических церквей. Так, у католиков восточных обрядов сохраняется институт женатого священства, поскольку целибатное священство является характерной особенностью церковной дисциплины католиков латинского обряда, а не предметом католического вероучения. Католиков восточных обрядов часто называют униатами, однако это название считается оскорбительным. Католические церкви восточных обрядов пользуются различной степенью свободы в управлении своими делами в зависимости от статуса: патриархата, великие архиепископства, митрополии, епархии, экзархаты. Всеми вопросами, связанные с взаимоотношениями католических церквей восточного обряда с Римом, ведает Конгрегация по делам восточных церквей. Католики восточных обрядов составляют около 2% всех католиков мира - более 20 млн человек .

Византийский обряд. Католики византийского обряда живут на Ближнем Востоке и в странах Восточной Европы, а также в эмигрантских общинах по всему миру.

Мелькитская грекокатолическая церковь. Термин «мелькиты» происходит от эллинизированной формы сирийского прилагательного «малкайя» - «имперский»: монофизиты называли «имперскими людьми» тех христиан Сирии и Египта, которые отвергли монофизит- ство и несторианство, сохранив верность поддерживаемому византийским императором православию. Церковь возникла в 1724 г., после избрания на кафедру Антиохийского патриарха, сторонника унии с Римом. Это избрание привело к расколу в православной церкви на Ближнем Востоке: часть мелькитов осталась верной православию, другая - присоединилась к Римско-католической церкви. Позже сам термин «мелькит» закрепился именно за униатами. По вероучению мелькиты являются католиками, однако обрядность ими сохранена византийская. Вместе с тем в эту обрядность, а также в каноническое право были инкорпорированы и некоторые латинские элементы. Так, крещение у мелькитов совершается не полным погружением, а полу- погружением вместе с обливанием. Хотя мелькитскому белому духовенству разрешено вступать в брак, половина немонашествующих священников придерживается целибата. Для мелькитской обрядности характерен и ряд черт, несвойственных ни православию, ни католицизму. Например, мелькитские священники во время евхаристии смачивают литургический хлеб в разбавленном вине и затем подносят его причащающимся верующим руками. Литургия совершается мелькитами либо на арабском языке со вставкой отрывков из Священного Писания на старогреческом языке, либо целиком на старогреческом. Мелькиты, живущие в Северной и Латинской Америке, используют также в качестве литургических языков английский, португальский и испанский. Крупнейшие общины мелькитов на Ближнем Востоке сосредоточены в Сирии (свыше 150 тыс. человек), Ливане (130 тыс.), Палестине (около 60 тыс.), Иордании (25 тыс.), Египте (6 тыс.). Большая группа мелькитов живет в Латинской Америке: Бразилии (418 тыс.), Мексике (148 тыс.) и Венесуэле (25 тыс.). Довольно много их в США (29 тыс.), Канаде (43 тыс.), Австралии (45 тыс.) и некоторых других странах. На территории Сирии церковь располагает пятью епархиями, семью в Ливане, по одной в Иордании, Израиле, Бразилии, Мексике, Австралии, Канаде. В Турции, Ираке, Египте и Кувейте располагаются патриаршие экзархаты, в Венесуэле и Аргентине - апостолические экзархаты. Мелькитскую церковь возглавляет патриарх, носящий титул Патриарха Антиохийского, Иерусалимского, Александрийского и всего Востока, резиденция которого находится в Дамаске.

Украинская грекокатолическая церковь (УГКЦ). В результате Брестской унии 1596 г. к Римско-католической церкви присоединилось много украинцев. Те из них, кто проживал на территориях, вошедших в состав Российской империи в XVIII в., под давлением царских властей были возвращены в православие, однако украинцы, проживавшие на территории Австрийской империи (в Галиции), стали католиками украинского обряда, проживавшие в Венгерском королевстве - католиками русинского обряда. Позднее Галиция перешла под власть Польши, где накануне Второй мировой войны насчитывалось около 5 млн украинских католиков. Они проживали преимущественно на территории, которая аннексирована Советским Союзом в 1940-х гг., и были насильственно присоединены к Русской православной церкви в 1946 г. В 1989 году советские власти разрешили официальную регистрацию Украинской грекокатолической церкви, и при поддержке местных властей она быстро вернула себе все ранее ей принадлежавшие приходы. В Украине униатам принадлежит 3,5 тыс. приходов. По количеству религиозных организаций (3532) она занимает третье место в Украине. Церковную службу в УГКЦ осуществляет свыше 2,1 тыс. священников. 94,3% грекокатоликов сосредоточено в трех галичанских областях на западе страны: Львовской, Тернопольской и Ивано-Фран- ковской. Церковь имеет 93 монастыря (1205 насельников), 14 миссий, два братства, 13 учебных заведений (1673 слушателя), 1186 воскресных школ, издает 25 газет и журналов. В последнее время растет число сторонников униатов в центральных районах Украины. Общее число прихожан Украинской грекокатолической церкви в Украине оценивается в 6-7 млн человек. Это крупнейшая униатская церковь мира.

В пределах Украины церковь насчитывает семь епархий на западе: Бучам, Ивано-Франковск, Коломыя - Черновцы, Самбор - Дрогобыч, Сокаль, Стрый и Тернополь - Зборов. В остальных областях страны (проживает около 300 тыс. униатов) Украинской грекокатолической церковью созданы экзархаты: Киев - Вышгород, Донецк - Харьков и Одесса - Крым.

Церковью в пределах Украины управляет Великий Архиепископ Львовский и Галицкий, резиденция которого находится во Львове в монастыре Св. Юра. В последнее время украинские униаты стараются получить в Риме статус патриархии, в связи с чем переносят свой административный центр в Киев. Здесь строится грандиозная патриаршая резиденция, и глава грекокатоликов Украины часто именует себя Патриархом Киевским и Галицким.

Кроме Украины прихожанами Украинской грекокатолической церкви являются многие украинцы в Польше (82 тыс. человек), Бразилии (161 тыс.), США (141 тыс.) и Канаде (200 тыс.), Австралии (35 тыс.) и Западной Европе. В Польше, США и Канаде действуют независимые митрополии церкви, в остальных странах епархии. Всего за границей насчитывается 14 епархий Украинской грекокатолической церкви: две в Польше, четыре в США, пять в Канаде и по одной в Австралии, Бразилии и Аргентине. В Великобритании, Франции и ФРГ действуют апостолические экзархаты украинских униатов.

Русинская грекокатолическая церковь. Церковь образовалась в 1646 г. в результате Ужгородской унии, охватившей православное население в Восточной Словакии и Закарпатье. Свое название она получила от славянского народа, обитавшего в этом районе, - русинов. В 1949 году Русинская грекокатолическая церковь была поглощена Русской православной церковью, русины в Чехословакии также были насильно присоединены к православию. В конце XIX - начале XX в. многие русины-католики эмигрировали в Северную Америку, при этом значительная их часть вернулась в православие. Русины в США образуют отдельную церковную структуру - Питтсбургскую митрополию, которой подчинены три епархии, около 250 приходов и 92 тыс. верующих. При митрополии действует семинария Св. Кирилла и Мефодия. С 1991 года на территории Украины в Закарпатье была официально зарегистрирована, ранее действовавшая в подполье, независимая Му- качевская епархия Русинской грекокатолической церкви. К 2006 году в епархии имелось 333 прихода и 173 священника, под ее контролем находилось 320 тыс. верующих. В 1995 году в Ужгороде вновь открылась Духовная семинария. В 1996 году был учрежден апостолический экзархат для католиков византийского обряда в Чешской Республике для 40 тыс. русинов-католиков, проживающих в этой стране.

Исторически близкими к русинскому обряду являются венгерский, словацкий и сербский (югославский) обряды, которые в целом имели более благополучную судьбу у себя дома и не подвергались репрессиям. Верующие Словацкой и Венгерской грекокатолической церкви - это ассимилированные русины.

Словацкая грекокатолическая церковь, подвергавшаяся гонениям после Второй мировой войны, свободно существует с 1968 г. Она насчитывает два апостолических экзархата в Словакии и одну епархию в Канаде. Венгерская грекокатолическая церковь насчитывает две епархии в Венгрии. Грекокатолическая церковь в бывшей Югославии образовалась в результате унии 1611 г., в которую вступили часть православных сербов, бежавших от турок под защиту Австрийской империи. Церковь имеет одну епархию в Хорватии и апостолический экзархат в Македонии.

Румынская грекокатолическая церковь существует с 1697 г., когда Трансильвания (тогда часть Венгрии) вошла в состав Австрии, и насчитывала около 1,5 млн человек до того момента, когда в 1948 г. она была насильственно присоединена к Румынской православной церкви. В 1990 году церковь вышла из подполья и была официально зарегистрирована, ныне она насчитывает в Румынии одно Верховное архиепископство (Фагараш и Альба-Юлия), которому подчинены четыре епархии, а также одну епархию в США. Ныне в Румынии церковь насчитывает 740 тыс. прихожан (по другим данным, более 1 млн), 766 приходов и 716 священников, четыре духовные семинарии, в которых учатся 350 студентов.

Грекокатолическая церковь Болгарии существует с 1861 г. и насчитывает ныне один апостолический экзархат. Греческая католическая церковь образовалась в 1911 г. в результате деятельности католических монахов-ассумпционистов, состоит из одного апостолического экзархата в Греции и одного в Турции.

К итало-албанскому обряду принадлежат проживающие в Южной Италии и на Сицилии потомки православных албанцев, эмигрировавших сюда в XV в., которые приняли унию с Римом. Церкви принадлежат две епархии и монастырь Гроттаферрата.

Русская, Белорусская, Албанская и Грузинская грекокатолические церкви крайне малочисленны и насчитывают по нескольку приходов, да и то в основном в эмиграции.

Александрийские обряды. Копты-католики и эфиопы-католики придерживаются обряда, восходящего к александрийской традиции. Копто-католическая церковь возникла в 1741 г. Во главе католиков коптского обряда стоит католический коптский патриарх Александрийский, которому в Египте подчинено шесть епархий. Католиков эфиопского обряда, возникших благодаря унии 1839 г., возглавляет митрополит в Аддис-Абебе. Церковь насчитывает две епархии в Эфиопии и три в Эритрее (здесь сосредоточено примерно две трети верующих).

Антиохийские обряды. Три значительные группы католиков в своей религиозной практике придерживаются западносирийских обрядов, восходящих к антиохийской традиции. В результате унии сиро- яковитов с Римом в 1782 г. возник сирийский, или сириякский обряд, использующий в литургии арамейский (сирийский) или арабский языки. Католики этого обряда составляют Сиро-католическую церковь. Во главе ее стоит католический сирийский патриарх Антиохийский, кафедра которого находится в Бейруте. Церковь насчитывает четыре епархии в Сирии, три в Ираке и по одной в Ливане, Египте и США, кроме того, патриаршие экзархаты расположены в Палестине, Иордании, Кувейте, Турции и Венесуэле. Крупнейшие общины церкви находятся в Ираке (51 тыс. человек) и Сирии (25 тыс.).

Сиро-Маланкарская католическая церковь образовалась в 1932 г. в результате унии части индийских христиан-яковитов с Римом. Так образовался маланкарский обряд - близкий к сирийскому, но исполь- зующий в литургии язык малаялам. Резиденция главы церкви - митрополита находится в Тривандраме (штат Керала). Митрополиту Сиро- Маланкарской церкви подчиняются четыре епархии (все в Керале).

Маронитская церковь. Католики маронитского обряда свое происхождение ведут из Сирии. Некогда святой Марон (ум. 410) основал в Северной Сирии монастырь, монахи которого сыграли важную роль в христианизации местного населения. Как считают некоторые религиоведы, марониты были некогда последователями особой христианской ветви - монофелитства (сторонниками учения о единой воле и двух сущностях Иисуса Христа). После мусульманского завоевания Сирии в V в. маронитская община постепенно переселилась из Северной Сирии в горы Ливана. В XII веке, когда крестоносцами было основано латинское княжество в Антиохии, марониты вошли в контакт с Римом. В 1182 году марониты формально подтвердили свою унию с Римом, однако большинство маронитов считают, что они никогда и не прерывали общения с Римской церковью. В литургии и уставе маронитов заметно влияние латинского обряда, язык богослужения - сирийский или арабский.

Ныне, согласно церковной статистике, у Маронитского патриархата в Ливане десять епархий, 805 приходов, десятки монастырей, две семинарии, один университет, 979 священников и 1441 тыс. прихожан (по другим данным, в Ливане живет не более 600 тыс. маронитов). В Ливане маронитов больше всего в провинции Горный Ливан (50- 60% населения), меньше всего - в Южном Ливане (5-10%). На Ближнем Востоке у церкви три епархии в Сирии, по одной в Израиле, на Кипре, в Египте и два патриарших экзархата в Иордании и Палестине. Во главе Маронитской церкви стоит патриарх, резиденция которого находится в Бкерке, недалеко от Бейрута, его полный титул - Маро- нитский Патриарх Антиохии и всего Востока. Маронитская церковь - самая многочисленная в Ливане, в нее входит до 50% всех христиан Ливана. Она также крупнейшая на Ближнем Востоке униатская церковь. В настоящее время марониты играют заметную роль в политической жизни Ливана, из их среды избирается президент страны. Постоянная эмиграция маронитов из Ливана привела в последние годы к появлению влиятельных общин в диаспоре. Две епархии церкви действуют в США, по одной в Аргентине, Канаде, Мексике, Бразилии и Австралии. В Бразилии сейчас живут 478 тыс. маронитов, в Аргентине - 700 тыс., США - 105 тыс., Канаде - 80 тыс., Мексике - 148 тыс., в Австралии - 150 тыс.

Восточносирийские обряды. К католикам восточносирийских обрядов относят католиков Халдейской и Сиро-Малабарской церквей. Халдейская католическая церковь возникла в 1553 г., когда в Нестори- анской церкви Востока произошел раскол и одна ее часть признала власть Папы Римского. В дальнейшем на протяжении 200 лет в церкви продолжалась борьба между про- и антикатолической партиями. Положение стабилизировалось только в 1830 г., когда Папа Римский утвердил главу халдо-католиков, присвоив ему титул патриарха. В церкви используется халдейская (шли восточносирийская) литургия с элементами латинской. Язык богослужения - сирийский или арабский.

Во время Первой мировой войны халдо-католики подверглись жестоким гонениям со стороны властей Османской империи. К1918 году погибли четыре епископа, много священников и около 70 тыс. верующих. На протяжении веков место резиденции патриарха неоднократно менялось, пока в 1930 г. не был выбран Мосул. В 1950 году, после значительной миграции халдо-католиков из Северного Ирака в Багдад, патриарх также перебрался в столицу, где пребывает и в настоящее время. Большинство из халдо-католиков сейчас проживают на территории Ирака, где они составляют самую многочисленную христианскую общину - около 215 тыс. членов (30% христиан и 70% католиков страны). Халдейская католическая церковь Вавилонского (Багдадского) патриархата имеет на территории Ирака пять епископских, три архиепископские кафедры и две митрополии. В Багдаде действует Вавилонский колледж - единственная высшая богословская школа Ирака. На севере Ирака в районе Мосула действуют несколько древних халдейских монастырей.

Четыре халдейские епархии находятся в Иране, по одной в Египте, Сирии, Ливане и Турции. Главой церкви является патриарх Вавилонский и всего Востока.

Численность халдо-католиков, как и других христианских общин страны, сократилась почти в 2 раза (с 1,4 млн до 741 тыс.) после американского вторжения в Ирак в 2003 г. В результате эмиграции последователи Халдейской католической церкви создали две епархии в США - в Сан-Диего и Детройте. Ныне в США насчитывается 60 тыс. халдокатоликов.

Сиро-Малабарская церковь. Одна из Восточных католических церквей, возникшая в Индии в XVI в. в результате раскола в нестори- анской Ассирийской церкви Востока, часть иерархов которой выразила стремление заключить унию с Римом. Обряд стал называться ма- лабарским по названию района, где жило христианское население страны - Малабарский берег (штат Керала). Малабарская литургия и церковный обряд носят печать сильного латинского влияния. Язык богослужения - малаялам. Во главе малабарских католиков стоит Великий Архиепископ Эрнакулам-Ангмальский. В Керале церковь состоит из четырех митрополий и 11 епархий. Десять епархий Сиро-Ма- лабарской церкви расположено в других штатах Индии и одна в США (Чикаго). В церкви сильно монашество: имеется 16 монашеских конгрегаций, около 30 тыс. монахинь и более 20 тыс. монахов. Духовенство проходит подготовку в пяти семинариях. Малабарские христиане играют большую роль в экономической и политической жизни Кералы.

Армянский обряд. Уния армянских христиан с Римско-католической церковью существовала с 1198 по 1375 г. Начало этой унии было положено во время крестовых походов, когда армяне стали союзниками крестоносцев в борьбе против мусульман. Современный армянский обряд берет начало в 1742 г., когда возникла церковная структура армяно-католиков. Армянские католики, особенно бенедиктинские мо- нахи-мхитаристы, внесли заметный вклад в армянскую культуру, они издавали книги и учреждали школы. До настоящего времени существуют мхитаристские монастыри в Вене и на острове Сан-Лазаро (Венеция). Важным центром армянской культуры был Львов, где с 1635 по 1944 г. находилась резиденция армяно-католического архиепископа. Обрядность армянских католиков близка к армяно-григорианской, богослужебный язык - грабар. Во главе католиков армянского обряда стоит патриарх Киликийский, резиденция которого до 1928 г. находилась в Стамбуле. В дальнейшем из-за геноцида армян в Турции в годы Первой мировой войны центр церкви переместился в Ливан - в пригород Бейрута-Бзумар. На сегодняшний день более половины армяно-католиков (220 тыс.) проживают на территории Армении и СНГ, где с 1991 г. существует ординариат для католиков Восточной Европы с архиепископской резиденцией в Гюмри (Армения). На Ближнем Востоке существуют семь епархий Армянской католической церкви (по одной в Египте, Ливане, Ираке, Иране и Турции и две в Сирии) и два патриарших экзархата (в Сирии и Палестине). Армяно-католическая диаспора разделена на две епархии (во Франции и Аргентине), два апостолических экзархата (в Аргентине и США) и два ординариата (в Греции и Румынии). В Бзумаре находится Патриарший институт - духовная семинария Армянской католической церкви. Крупные общины армянокатоликов существуют в Ливане (10 тыс. человек), Аргентине (20 тыс.), Сирии (25 тыс.), Франции (30 тыс.) и США (38 тыс.).


Как уже было указано, христианство никогда не представляло собой единого течения. С первых веков своего развития в нем сосуществовали различные направления. Наиболее крупной разновидностью христианства является католицизм . Сегодня приверженцами католицизма являются более 1 млрд. человек. Католицизм распространен преимущественно в Западной, Юго-Восточной и Центральной Европе. Кроме того, он охватывает своим влиянием большинство населения Латинской Америки и треть населения Африки. Довольно сильно распространен католицизм и в США.

И хотя католицизм исповедует, наряду с православием, основные христианские положения вероучения и культа, вместе с тем он вносит в них и свои изменения. Так, в основе вероучения католицизма лежит общехристианский Символ веры, включающий в себя 12 догматов и семь таинств, о которых речь шла в параграфе о православии. Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.

В частности, православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов. Католицизм же, продолжая развивать свою догматику на последующих соборах, принимает в качестве Священного Предания постановления 21 собора , а также официальные документы главы католической церкви – Римского Папы. Так, уже в 589 г. на Толедском соборе католическая церковь вносит дополнение к Символу веры в виде догмата о "филиокве" (буквально "и от сына"). В этом догмате дается своя оригинальная трактовка взаимоотношения лиц Божественной Троицы. Согласно Никео-Царьградскому Символу веры, Святой Дух исходит от Бога-отца. Католический же догмат о филиокве утверждает, что Святой Дух исходит также и от Бога-сына.

Православное учение провозглашает, что душа человека в зависимости от земного существования попадает в рай или ад. В дополнение к этому Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище – промежуточном месте между адом и раем. По католическому вероучению чистилище – место пребывания душ грешников, не отягощенных смертными грехами. Огонь чистилища снимает грехи перед раем. Принятый Флорентийским собором в 1439 г. догмат о чистилище был окончательно подтвержден в 1568 г. Тридентским собором.

В католицизме распространено оригинальное учение о запасе добрых дел, которое было провозглашено папой Климентом I (1349 г.) и подтверждено Тридентским и I-м Ватиканским (1870 г.) соборами. Согласно этому учению, церковь распоряжается запасом "сверхдолжных дел", накопленных церковью за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Так, судьба души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там сокращен за счет "добрых дел" (молитвы, богослужения, пожертвования в пользу церкви и т. п.), которые в память умершего совершают родные и близкие. Церковь, будучи мистическим телом Иисуса Христа и Его наместником на Земле, распоряжается этим запасом. Учение о запасе добрых дел явилось основой для широко распространенной в Средние века и просуществовавшей вплоть до XIX века практики продажи индульгенций. Индульгенция представляет собой грамоту об отпущении грехов. Примечательно, что такую грамоту можно было купить за деньги. Таким образом, каждый грех, за исключением смертного, имел свой денежный эквивалент. Поскольку распределять запас "сверхдолжных дел" имеют право лишь священники, постольку обусловлено их привилегированное положение среди верующих.

Католицизм среди других христианских конфессий выделяет культ Богородицы , матери Иисуса Христа Девы Марии. В 1854 г. папа Пий I провозгласил догмат о ее непорочном зачатии. "Все верующие, – писал Папа, – должны глубоко и постоянно верить и исповедовать, что Пресвятая Дева с первой минуты ее зачатия была ограждена от первородного греха благодаря особой милости всемогущего Бога, проявленной ради заслуги Иисуса Спасителя рода человеческого". В дополнение к этому в 1950 г. папа Пий XII установил догмат о телесном вознесении Богоматери , в котором провозглашалось, что Пресвятая Богородица по смерти вознеслась на небо в единстве тела и души. В соответствии с этим догматом в католицизме в 1954 г. был установлен специальный праздник.

Особенностью католицизма является также учение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Глава католической церкви Папа Римский провозглашается наместником Христа на земле, приемником апостола Петра. Развивая эти претензии, на I-м Ватиканском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского . Согласно этому догмату, устами Папы при официальных выступлениях по вопросам веры и морали говорит сам Бог.

В католицизме начиная с XI века действует целибат – обязательное безбрачие духовенства. Иными словами, все священники принадлежат одному из монашеских орденов (иезуитов, францисканцев, доминиканцев, капуцинов, бенедиктинцев).

В культовой деятельности католицизма также проявляется своеобразие. Так, таинство миропомазания в католицизме называемое конфирмацией , совершается над детьми и подростками в возрасте 7-12 лет. Отличен и процесс богослужения. В католическом храме верующие сидят во время богослужения , при музыкальном сопровождении органа или фисгармонии, а встают только при пении определенных молитв.

Католическая Библия

Римско-католической церкви традиционно используется латинский перевод Библии. В ранней церкви в Риме использовалось несколько латинских переводов, сделанных с Септуагинты и греческого Нового Завета. В 382 г. папа Дамас поручил Иерониму, крупному филологу и ученому, сделать новый перевод Библии. Иероним переработал существующие латинские версии, основываясь на греческом подлиннике, и отредактировал Ветхий Завет, опираясь на древнееврейские рукописи. Перевод был завершен ок. 404 г. Впоследствии он вытеснил другие латинские переводы, и его стали называть «общепринятым» (Vulgata versio). Первая печатная книга (знаменитая Гутенбергова Библия , 1456 г.) была изданием именно Вульгаты.

Католическая Библия содержит 73 книги: 46 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Поскольку Ветхий Завет здесь восходит к Септуагинте, а не к еврейской Библии, утвержденной Ямнийским синедрионом, в нем присутствуют семь книг, не включенные в еврейский канон, а также дополнения к Книгам Есфири и Даниила. Кроме того, Септуагинте следует и порядок книг в католической Библии.

Основное каноническое издание Вульгаты было выпущено в 1592 г. по распоряжению папы Климента VIII и было названо Климентовым изданием (editio Clementina). Оно повторяет текст Иеронима (404 г.), за исключением Псалтири, которая представлена в редакции Иеронима до ее переработки с учетом еврейских оригиналов. В 1979 г. церковь утвердила новую редакцию Вульгаты (Vulgata Nova), в которой учтены последние достижения библеистики.

Первые переводы католической Библии на английский язык делались непосредственно с Вульгаты. Наиболее известным и широко используемым переводом была Дуэ-Реймсская Библия (Douay-Rheims Version , 1582–1610 гг.). Однако в 1943 г. папа Пий XII отдал строгое распоряжение ученым-библеистам в переводческой деятельности опираться впредь только на старинные арамейские и древнееврейские рукописи. Результатом этого явились новые переводы Библии.

Позиция Римско-католической церкви в отношении авторитета Библии была сформулирована на Тридентском соборе (1545–1563 гг.). В противоположность протестантским реформаторам, видевшим в Библии единственный фундамент своей веры, четвертая сессия собора (1546 г.) постановила своим декретом, что Предание – часть откровения, не записанная в Священном Писании, но передаваемая в учении церкви, – обладает равным авторитетом с Библией. Католикам не разрешалось читать Библию в переводах, не одобренных церковью и без комментариев, согласованных с церковным Преданием. Некоторое время для чтения библейских переводов требовалось разрешение папы или инквизиции. В конце XVIII в. это ограничение было снято, а с 1900 г. чтение Библии мирянами даже официально поощрялось церковными властями. На II Ватиканском соборе (1962–1965 гг.) обсуждалось взаимоотношение Писания и Предания: следует ли рассматривать их как независимые «источники Откровения» (более консервативная точка зрения) или как источники, взаимодополняющие друг друга, «подобные двум электрическим дугам в одном прожекторе».

Католический храм

Католические храмы обычно возво­дятся на основании, имеющем форму креста. Эта форма при­звана напоминать об искупительной жертве Христа. Иногда храмы сооружаются в форме корабля, как бы доставляю­щего людей к тихой пристани Царства Небесного. Использу­ются в церковной архитектуре и другие символы, в том числе круг – символ вечности Бога – и звезда (чаще всего восьми­угольник) – небесное светило, указывающее человеку путь к совершенству.

Общее устройство католических храмов отличается от православных тем, что их главная часть обращена на Запад. В домашней молитве католики также обычно обращаются в сторону Запада, что символизирует признание расположен­ного в западной части Европы Рима столицей всего христи­анства, а епископа этого города – папы – главой всей христианской церкви.

По традиции, в католическом храме алтарь и совершающееся там таинство причащения священников открыт для всех присутствующих. Преобладающим же культовым элементом в католическом храме являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. Однако во всех католических храмах на стенах можно видеть четырнадцать икон, изображающих различные этапы "Крестного пути Господня".

Святых престолов в католической церкви разрешается ус­танавливать по несколько, в трех сторонах храма – у западной, южной и северной его стен.

Престолы здесь более чем в православных храмах открыты для глаз присутствую­щих, так как в них нет иконостасов.

Отсутствуют в католических храмах также специальные жертвенники для приготовления Святых Даров как в православных алтарях.

Иконы в католических храмах почитаются, как и в православных, но характер западной, преимущественно итальянской, живописи отличается от византийской. В западной иконописи более изящна внешняя форма, но за счет этого менее строго выдерживается сугубо христианская идея. Неземной мир святых изображается в ней более похожим на земной со всеми его волнениями и страданиями.

Католические обряды и праздники

Католики чтут, в основном, те же Христовы и Богоро­дичные праздники, что и православные, но отмечают их не по юлианскому, а по григорианскому календарю (новый стиль), поэтому время празднования – разное.

Касаясь религиозных постов, отметим, что Римско-ка­толическая церковь давно уже отошла от первоначальной строгости их проведения. Во время поста католикам разре­шается употреблять в пищу рыбу, молоко, яйца и масло. Кроме того, от поста освобождаются целые группы лиц по разным признакам.

Число строгих постов в католичестве имело тенденцию к сокращению, строгий пост сейчас соблюдается в начале Великого Поста, в пятницу перед Пасхой и в канун Рожде­ства. Ограничены требования к воздержанию от мясной пищи. Оно сохраняется практически только в отношении пятницы. При условии, что верующий прочитает пять назначенных священником молитв, он получает право не по­ститься в эти дни. Заметно изменились и требования к по­ведению верующих во время постов. Не запрещается посе­щение театров и других увеселительных заведений, прове­дения застолий по поводу дней рождения и т. д.

Рождественский пост у католиков (адвент) начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея – 30 ноября .

Рождество Христово – наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем , что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для покло­нения. Отмечается Рождество Христово 25 декабря .

В рождественский ужин по традиции едят освященного гуся, мучные и сладкие блюда с обязательным добавлени­ем меда и миндаля, которые, по поверьям "главных като­ликов" – итальянцев, способствуют благополучию семьи, а также улучшению плодородия почвы и увеличению пого­ловья скота.

Во многих католических странах традиционны на Рож­дество гуси, индейки, заливной поросенок, запеченная сви­ная голова, каплун, кровяная колбаса и т. д.

Бого­явление у католиков называется праздником Трех царей – в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о покло­нении Ему трех царей . В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жер­тву как царю – золото, как Богу – кадило, как человеку – миро, благовонное масло.

У католиков есть несколько спе­цифических праздников: праздник Сердца Иисуса – сим­вола надежды на спасение, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря).

Один из главных Богородичных праздников – Вознесение Богоматери – отмечается 15 ав­густа (у православных – Успение Пресвятой Богородицы).

Праздник Поминовения усопших (2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католи­ческому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в чистилище.

Таинство Евхаристии (причащение) Ка­толическая церковь называет праздником Тела Господня. Отмечают его в первый четверг после Троицы.

В католицизме, наряду с христианскими обрядами, со­хранились многие обычаи, связанные с древним культом плодородия, обязательным признаком которых является пища. Ритуальная еда сопровождает семейные и календарные праздники. Сюда входят и вкушение первых плодов нового урожая – первинков, и поминальные трапезы, и обильное угощение в особые переходные периоды года – в канун Нового года, например, как символы грядущего изо­билия в будущем.

Рождеству предшествует длительный пост, который заканчивается Сочель­ником. Например, в Италии, по традиции, ужин в этот день постный. В Сочельник на столе католиков должны быть семь блюд: чечевица, белая фасоль, турецкий горох, бобы с медом, ка­пуста, рис, сваренный в миндальном молочке, и макароны с сардинками в соусе из грецких орехов. Сохранился обы­чай в Сочельник подавать на ужин угрей или блюда из трес­ки, устриц и других даров моря.

В празднике Нового года много черт, роднящих его с Рождеством. Хозяйки угощают гостей пиццей, сухими фи­никами и печеными бобами. Например, с глубокой древности в Ита­лии на Новый год едят сушеный в гроздьях виноград, кон­дитерские изделия с медом и орехами, суп из чечевицы, сваренные вкрутую яйца. В то же время у католиков-поляков на новогоднем столе обязательно должны присутствовать 12 блюд, причем мясо исключает­ся. Непременно карп жареный или карп заливной, гриб­ной суп (борщ), битое, каша ячменная с черносливом, клец­ки с маслом и с маком. На сладкое – шоколадный торт.

Ритуальные трапезы сопровождают и другие католиче­ские праздники, связанные с годовым циклом сельскохо­зяйственных работ, и, конечно, совершенно особое в этом отношении время – весна. Не случайно к этому периоду приурочено проведение языческих по своему смыслу кар­навалов, аналогичных русской Масленице.



Обновлено: 18.09.2012 - 23:02

3.3. Особенности католического церковного обряда.

Католические церковные обряды имеют ряд особенностей, отличающих их от православных и протестантских обрядов. Священники и епископы латинского обряда обязательно дают обет безбрачия (целибат). В православии обет безбрачия даёт только монашество.

В XX веке был восстановлен институт постоянного диаканата; для постоянных диаконов целибат не обязателен, но такие диаконы священниками стать уже не смогут. В восточных католических обрядах безбрачие обязательно только для епископов.

Наиболее распространённым обрядом в Католической Церкви является латинский или римский . Другие западные обряды используются только на территории того или иного монашеского ордена или города. Например, определённые отличия от латинского (римского) обряда имеются в амвросианском (западная Ломбардия), брагском (г. Брага в Португалии), а также в мосарабском (г. Толедо в Испании) обрядах. Восточные обряды используются в богослужении восточнокатолических церквей . Например, грекокатолический обряд используется в восточнокатолических церквях Белоруссии, Словакии, Венгрии, Румынии, Украины, в церквях русинов, а также в незначительном количестве среди греков, болгар, хорватов и русских.

Богослужение в латинском обряде до Второго Ватиканского собора (1962-1965) по традиции совершалось на латинском языке. В дальнейшем богослужение стало совершаться также и на национальных языках. Литургия латинского обряда или месса - главное богослужебное действие, в котором совершается таинство евхаристии (причащения). Месса состоит из Литургии Слова , главным элементом которой является чтение Библии, и Евхаристической Литургии .

Литургический год начинается с Адвента , т.е. с рождественского поста и делится на несколько периодов: два постных периода - Адвент и Великий пост , два праздничных - рождественское и пасхальное время . Прочие периоды литургического года объединены под общим названием «рядовое время».

Церковные праздники подразделяются по трём рангам: «память» (святого или события), «праздник» и «торжество».

Главными праздниками католического литургического года считаются Пасха и Рождество . Оба эти праздника имеют октавы , т.е. празднуются в течение восьми дней после даты праздника. Апогеем годового богослужебного цикла является Пасхальное триденствие . Так называются три дня, предшествующие пасхальному воскресенью - Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота.

Для священнослужителей и монашествующих обязателен бревиарий , т.е. ежедневное чтение молитв. Миряне совершают бревиарий по своему усмотрению, по личному распорядку дня.

Внутреннее убранство Барселонского собора.

Для католического обряда характерна большая торжественность богослужения, сопровождающегося пением псалмов. В больших костёлах пение обычно сопровождается органной музыкой. Верующие при чтении молитв обычно сидят - в католических храмах, в отличие от православных, для этого имеются специальные скамьи. Убранству храма придаётся большое значение: живописные и скульптурные изображения Богоматери, Распятия, святых, огонь лампад, отражающийся в дорогих оправах икон и картин, запах ладана, звуки органа и даже соответствующая интонация голоса священника - всё должно воздействовать на воображение и чувства верующих. Немалое значение при этом имеет прекрасная акустика больших костёлов.

Кроме литургических богослужений проводятся так называемые пассийные службы : Крёстный путь, поклонение Святым Дарам, молитвенные процессии и др.

В католический клир входят только мужчины. Белым духовенством считаются священники, служащие в храмах. Монахи считаются чёрным духовенством. В духовенстве различают три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей).

Не имеющие духовного сана служители церкви - аколиты, чтецы, певцы и другой вспомогательный персонал к клиру не относятся.

Иерархия клира по должностям достаточно длинная: кардинал - архиепископ - примас - митрополит - прелат - аббат - настоятель и др.

Католическая церковь (как и православная) признаёт семь таинств: крещение, бракосочетание (венчание), миропомазание (конфирмация), евхаристия (причащение), исповедь, елеосвящение и священство.

В отправлении этих таинств у католиков и православных имеются некоторые различия. Например, крещение в католической церкви совершается не погружением ребёнка в воду, а обливанием. Миропомазание (конфирмация) совершается не одновременно с крещением ребёнка, а по достижении им 8-летнего возраста. Миропомазание совершается епископом и лишь в исключительных случаях - священником.

Причащение (евхаристия) для мирян совершается под одним видом (т.е. только хлебом), или под двумя видами (т.е. и хлебом, и вином) - и то, и другое считается полным причастием. Для священства причастие совершается только под двумя видами. До Второго Ватиканского собора (1962-1965) это было привилегией духовенства. Для причастия католики используют пресный хлеб (т.н. гостию), а в православных церквях - квасный. Хлеб и вино в христианских обрядах символизируют соответственно тело и кровь Христа. Вот почему такое большое значение придаётся качеству, вернее, технологии изготовления хлеба. В XII-XIII веках в некоторых христианских сектах объявлялась смертная казнь тем, кто не верил словам Священного Писания о том, что Христос пребывает в гости под видом хлеба.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!