Изменения по водному налогу в году. Водный налог: ставки. Как рассчитывается водный налог

Как рассчитать водный налог за II квартал 2016 года

Налоговая база по водному налогу - 2016

Налоговая база зависит от целей использования водного объекта, и рассчитывают ее отдельно по каждому:

  • объекту налогообложения;

А как быть, если водоизмерительных приборов нет? Тогда объем воды определите исходя из фактического времени работы и производительности технических средств. Например, при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности насоса (объем забранной воды в единицу времени) и времени его работы. Также учтите высоту подъема воды (столб воды), ее характеристики, которые зависят от времени и глубины, а также состояние скважины.

Если и этим способом определить объем невозможно, используйте нормы водопотребления. Лимит указан в лицензии. Его устанавливают по каждому водному объекту и целям использования.

Расчет водного налога - 2016

Водный налог - 2016 рассчитывайте ежеквартально отдельно по каждому виду водопользования. Сумму водного налога к уплате в бюджет по каждому объекту определите по формуле:

Водный налог к уплате

Основание и правовые основы

Водный налог - это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог - плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера - она так и называется - плата за пользование водными объектами. Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами - она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Налогоплательщики

Налогоплательщики водного налога - это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата .

Объекты налогообложения

Водный налог

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  12. пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Плата за пользование водными объектами

Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора (за который взимается плата за пользование водными объектами) установлен в ст. 11 Водного кодекса:

  • забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют ни заключения договора, ни принятия решения.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия - по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия - по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз - налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке. И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, - объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, - количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, - площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

Налоговый и платежный периоды

Налоговый период по водному налогу - квартал.

Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Что касается платы за пользование водными объектами , то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов - ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, утверждены Постановлением Правительства СПб от 17.08.2007 N 1007, и составляют:

  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейна Невы, в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 258 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейнов рек бассейна Балтийского моря (за исключением Невы), в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 282 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. З
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 70 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За использование акватории поверхностных водных объектов или их частей - 33,96 тыс. руб. за 1 кв. км используемой акватории в год.

Порядок и сроки уплаты, отчетность

Исчислить сумму водного налога налогоплательщик должен самостоятельно.

Общая сумма налога - это результат сложения сумм налога, посчитанных по всем видам водопользования.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января 2017 года. В тот же срок необходимо представить и налоговую декларацию по водному налогу (ее нужно сдать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения).

Водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Иностранные лица, уплачивающие водный налог, должны представить копию налоговой декларации по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговая декларация утверждена приказом Минфина ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/497@. Она может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде - по выбору налогоплательщика. Что касается платы за пользование водными объектами, то порядок ее уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности установлено, что плата вносится по месту пользования водным объектом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом). Она зачисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге плата также должна быть уплачена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, но зачисляется эта плата уже в бюджет Санкт-Петербурга.

Что касается отчетности по плате за пользование водными объектами, то ни Водным кодексом, ни принятыми Постановлениями Правительства не предусмотрено предоставление плательщиками расчетов или каких-либо отчетных документов.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Водный налог: что нового в 2017 году?

C 2017 года:

  • К ставке водного налога применяется новое значение повышающего коэффициента. При расчете водного налога к общим ставкам применяется повышающий коэффициент. В 2017 году его значение составляет 1,52. В прошлом году этот коэффициент был предусмотрен в размере 1,32.
  • При заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога равна 107 руб. за 1000 куб. м. В 2016 году ставка составляла 93 руб. за 1000 куб. м. забранных (изъятых) водных ресурсов. Повышение было запланировано.

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Если вы проживаете вблизи крупного или среднего водоема (море, озеро, река, водохранилище и пр.) и желаете заняться деятельностью, связанной с использованием водных ресурсов, ознакомьтесь с актуальным законодательством. Возможно, ваш бизнес-план или проект подпадают под действие налогообложения. Для этого существует особый водный налог.

Кто должен платить водный налог?

Список лиц, признанных плательщиками водного налога, дан в статье 333.8 главы 25.2 Налогового кодекса России.

Плательщики налога на воду – это физические (включая ИП) и юридические лица (организации), которые пользуются водными объектами, их ресурсами и акваторией, если их деятельность нуждается в лицензировании в соответствии с законодательством РФ.

Закон содержит и другие условия, включая описание объектов налогообложения.

За что взимается?

Объектами для государственного сбора оплаты за пользование водными ресурсами, согласно законодательству , признаются такие виды действий, как:

  • Изъятие воды из водных объектов;
  • Эксплуатация объекта и/или его акватории (исключение – сплав древесины);
  • Выработка гидроэнергетических ресурсов.

Под водными объектами признаются как крупные источники водных ресурсов (море, река, озеро), так и более мелкие объекты (каналы, болота), включая подземные источники.

Что не является объектом налогообложения?

Действия с водными ресурсами и их источниками, не подпадающие под обложение налогом , это:

  • Изъятие подземных вод (термальных, лечебных и пр.);
  • Эксплуатация воды для пожаротушения, устранения последствий ЧП, стихийных катастроф и пр.;
  • Водозабор для регулирования расхода и/или ее уровня воды в нижнем бьефе водохранилища в санитарных, судоходных или иных целях;
  • Изъятие воды для нужд рыбоводческой отрасли, действия с воспроизводством водных биоресурсов;
  • Плавание на небольших судах (катера, катамараны и пр.), малая воздушная авиация (взлеты/посадки на воду);
  • Использование акватории для парковочных целей, под стоянку и иные нужды, если деятельность организации связана с водоохраной либо мониторингом объекта и его прилегающей территории. Также в этот пункт входят связанные с водным объектом топографические, гидрографические и прочие научные исследования и работы.

Также не являются объектами налогообложения следующие процессы и виды эксплуатации водных ресурсов:

  • Рекреация льготных групп населения (ветераны, инвалиды, дети) при задействовании водных ресурсов;
  • Работы по углублению дна, прокладке коммуникаций и сооружений, связанных с судоходством и объектами гидротехники, рыбохозяйственным реестром, мелиорацией и пр.;
  • Эксплуатация под нужды государства и оборонного комплекса.

Полный список исключений из налогообложения приведен .

Налоговая база

Стоимость, физические и другие характеристики объекта налогообложения для водного налога зафиксированы в главе 25.2, а также в статьях 333.8 – 333.12 НК РФ.

Данный акт определяет, что:

  • Права на пользование водоемом получаются плательщиком при составлении соответствующего договора либо вынесения вердикта о возможной эксплуатации ресурса;
  • Если договор или решение вынесены до того, как был введен Водный кодекс , лица, использующие водоем в соответствии с условиями данного договора или решения, не считаются плательщиками;
  • Лица, упомянутые в предыдущем пункте, должны выплачивать за использование ресурса сбор неналогового характера.

Также в документах, содержащих описание и условия к регулированию налоговой базы по водному налогу, устанавливается ежегодная индексация ставок с корректированием на повышение коэффициента.

Ставки водного налога

Применяемые в отношении водного налога ставки зависят от нескольких факторов, а именно:

  • Типа водопользования;
  • Расположения объекта (над/под землей);
  • Экономического региона, где развернута деятельность налогоплательщика;
  • Вида самого водного объекта (река, озеро, море).

Детальное описание каждой ставки по всем видам водных объектов заключено в статье 333.12 НК Российской Федерации. Ставка определяется в рублях, а при расчете суммы к выплате все показатели умножаются между собой.

Еще один необходимый элемент для подсчета – корректирующий ставку коэффициент. На 2019 год он составил 2,01, а уже к следующему году его увеличат до 2,31.

К 2025 г. правительство планирует достичь показателя корректирующего коэффициента в размере 4,65.

Как рассчитывается водный налог?

Налоговая база * ставку, скорректированную на повышающий коэффициент.

Значение упомянутого коэффициента дается в пункте 1.1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ. Если нужно ввести другие коэффициенты, ставка будет рассчитана с учетом их значения.

Возьмем гипотетический пример: условия – расходы компании, расположенной в Северном экономическом регионе, которая использует воду из реки Нева. За первые три месяца календарного года (квартал) ею были потрачены объемы ресурса в размере 33 тысяч кубометров воды. Налоговый кодекс устанавливает ставку для данного региона и водного ресурса в размере 348 рублей за тысячу кубометров.

При расчете используем указанную формулу и получаем выражение:

33 * 348 = 11 484 руб.

Данное значение корректируется на коэффициент ставки водного налога 2019 г.: умножаем 11 484 на 2,01 и получаем итоговую сумму в размере 23 082 рублей . Это сумма, которую следует уплатить в качестве водного налога.

Водный налог регулируется главой 25.2 Налогового кодекса и представляет собой федеральный платеж. Вся основная информация об этом налоге, актуальная для 2016 года, собрана в данном материале.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Кто должен платить водный налог в 2016 году
  • От чего зависит размер водного налога
  • Какие коэффициенты нужно применять в отдельных случаях

Плательщики водного налога

Водный налог платят организации и граждане, осуществляющие специальное или особое водопользование (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). А именно это две категории лиц:

1) организации и предприниматели, которые используют поверхностные водные объекты на основании лицензий, выданных до 1 января 2007 года (дата введения Водного кодекса). Водный налог в данном случае нужно платить до окончания срока действия лицензий;

2) организации и предприниматели, пользующиеся подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (в редакции от 29.12.2014).

Отметим, что лица, которые используют воду на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, плательщиками водного налога не являются при условии, что документ получен после 1 января 2007 года (п. 2 ст. 333.8 НК РФ).

Объект обложения водным налогом

Водным налогом облагаются следующие виды водопользования (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Водные объекты, которые не облагаются водным налогом, перечислены в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ. В частности, к ним относятся:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • забор воды для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • забор воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и т. д.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

База по водному налогу

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом обложения водным налогом, налоговая база определяется отдельно в отношении каждого водного объекта (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

Так, налоговая база при заборе воды - это объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период - квартал. Показатель рассчитывается на основании данных водоизмерительных приборов, отраженных в журнале учета использования воды. Если водосчетчиков нет, объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств либо исходя из норм водопотребления.

Налоговая база при использовании водных объектов в гидроэнергетике (без забора воды) - это количество электроэнергии, произведенной за налоговый период.

Налоговая база при использовании акватории водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) - это площадь предоставленного водного пространства.

Налоговую базу по водным объектам, которые используются для сплава древесины в плотах и кошелях, нужно определить расчетным путем по формуле:

Налоговую базу, повторим, нужно определить по каждому водному объекту и по каждому виду водопользования (ст. 333.10 НК РФ). Например, при заборе воды из нескольких рек базу нужно рассчитывать отдельно по каждой реке, даже если налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми.

Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Ставки по водному налогу

Ставки водного налога указаны в статье 333.12 НК РФ. Они установлены в рублях за единицу налоговой базы. Размер ставки зависит от вида водопользования. Кроме того, ставки различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

С 1 января 2015 года налоговые ставки, указанные в пункте 1 статье 333.12 НК РФ (по всем видам пользования, кроме забора воды из водных объектов для водоснабжения населения), подлежат индексации (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ). В 2016 году действует коэффициент в размере 1,32. В 2015 году размер коэффициента - 1,15.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов ставки повышаются в пять раз с учетом коэффициентов (п. 2 ст. 333.12 НК РФ). Увеличенные ставки применяются только к той части забранной воды, которая превышает лимит.

Если у компании (предпринимателя) нет измерительных приборов, нужно уплачивать водный налог с дополнительным коэффициентом 1,1 (п. 4 ст. 333.12 НК РФ).

Для всех налогоплательщиков установлена одинаковая ставка налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. Так, с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно ставка равна 93 руб./тыс. куб. м водных ресурсов, забранных из водного объекта. В 2015 году тариф составлял 81 руб./тыс. куб. м.

Расчет водного налога

Общая сумма водного налога - это результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Уплата водного налога

Налог нужно перечислить в бюджет по итогам отчетного квартала по месту нахождения объекта (по месту осуществления водопользования). Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 333.14 НК РФ). То есть в 2016 году сроки следующие: не позднее 20 января (за IV квартал 2015 года), 20 апреля, 20 июля и 20 октября.

Отчетность по водному налогу

По водному налогу представляется налоговая декларация (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). Форма отчетности утверждена приказом Минфина России от 03.03.2005 № 29н. Показатели в ней нужно отражать в полных рублях.

О заполнении декларации по водному налогу ФНС России выпустила разъяснения. Речь в них идет о декларациях за 2015 год. Однако на документ можно ориентироваться и в 2016 году.

Так, при заполнении декларации по водному налогу за отчетные кварталы 2016 года учитывайте следующее.

Если плательщик забирает воду больше установленного лимита, водный налог за такой забор нужно платить в пятикратном размере. Тогда в разделе 2.1 декларации в строке 110 нужно показать величину ставки налога, увеличенной на коэффициент 1,32 и на 5.

При заборе воды для водоснабжения населения в 2016 году в разделе 2.1 декларации по строке 100 нужно показать ставку водного налога 93 руб. При этом даже если вода использована сверх лимита, установленного в лицензии, пятикратную ставку применять не нужно.

Если у плательщика нет измерительных приборов, в разделе 2.1 декларации по строке 100 показывают величину налоговой ставки, умноженной на коэффициент 1,32 и на коэффициент 1,1.

Из названия налога становится ясно, что этот государственный платеж связан с водопользованием и касается не всех хозяйствующих физических и юридических лиц, а затрагивает только те субъекты предпринимательства, которые эксплуатируют водные ресурсы государства в бизнесе.

Этот налоговый платеж не является таким популярным и весомым в налоговой политике, экономическом планировании, на повестке обсуждений, как НДС, налог на прибыль и спецрежимы. Однако за последние годы водного налога коснулись интересные законодательные преобразования, которые, безусловно, достойны внимания.

Водный платеж относится к федеральным налогам, взимается непосредственно с источников доходов, т. е. является прямым, и распределяется в полном объеме в федеральный бюджет согласно бюджетному законодательству России.

На сегодняшний день этому платежу посвящена глава 25.2 Налогового кодекса РФ. Глава принята в 2004 году и вступила в силу с января 2005 года. До введения водного налога его аналогом был налог, взимаемый за пользование водными объектами.

Лицензия

До вступления в юридическое и практическое действие Водного кодекса РФ лицензирование данного вида хозяйствования исполнялось по правительственному постановлению, принятому еще в 1997 году. А с появлением Водного кодекса порядок и правила получения разрешения стал опираться на этот нормативно-правовой акт, но водопользователи, получившие прежде лицензию, сохранили свои права до завершения сроков по своим документам.

Несмотря на новые правила, установленные кодексом, водопользование, касающееся добычи подземных вод из недр все еще требует лицензирования, как постановил Верховный Совет России еще в 1992 году. Исключение составляют владельцы земельных участков на праве собственности, аренды или владения пользующиеся в пределах законодательных норм водными ресурсами своих земель без использования профессионального оборудования, как взрывные устройства, для добычи.

Структура

Объект

Объект любого налога это действие, либо результат действия, либо физическое имущество, служащие основанием для налогообложения. Например, действие это реализация продуктов, выполнение работ (НДС). Результатом действия может быть доход (НДФЛ, НПО). Материальным объектом выступает движимое и недвижимое имущество (налог на имущество, земельный налог).

Объект это факт и главная причина применения налога к тому или иному субъекту.

Для водного налога объектом являются действия - водопользование по лицензии в следующих формах:

  • забор воды из водных хранилищ;
  • пользование акваторией водных объектов, не включая сплав лесной древесины плотами и кошелями;
  • пользование водными хранилищами для целей водной энергетики без забора водных ресурсов;
  • пользование акваторией воды для сплава древесины леса плотами и кошелями.

В статье 333.9 кодекса приведен список из 15 пунктов действий, относящихся к водопользованию, но не входящих в объект данного налога. Среди них пользование, связанное с:

  • подземными водами, содержащими минералы и полезные ископаемые;
  • термальными водами;
  • ликвидацией стихийных бедствий;
  • тушением пожаров;
  • рыболовством;
  • развитием биологических водных и подводных организмов;
  • обслуживанием инвалидов, детей, ветеранов;
  • государственными нуждами;
  • и т.д.

Плательщики

Водный налог вменяется всем, кто осуществляет лицензированное пользование водными ресурсами страны:

  • юридическим лицам;
  • индивидуальным предпринимателям;
  • физическим лицам, не регистрировавшим индивидуальное предпринимательство.

Поскольку присутствие лицензии является неотъемлемым условием для инкриминации налога лицу, те субъекты, которые производят водопользование по договорам водопользования и решениям о разрешении пользоваться водными объектами согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации, не включаются в круг плательщиков налога.

База

Для расчета налога недостаточно наличие объекта, особенно - объекта-действия. Необходимо стоимостная проекция объекта, которая станет основанием математического исчисления платежа. Такой проекцией обозначена налоговая база. Это всегда физический показатель.

Для каждого действия эксплуатации воды база утверждена обособленно:

Забор воды - объем забранной воды, который рассчитывается в кубических метрах:

  • специальными приборами водоизмерения и отражается в отчетном журнале;
  • при отсутствии оборудования - по времени забора и мощности техники;
  • по нормам потребления воды;

Использование акватории - площадь водного участка, представленного для деятельности в квадратных метрах:

  • согласно лицензии или договору;
  • согласно проектным и техническим документам;

Использование для гидроэнергетики - количество энергии, произведенной в налоговой период, в кВт/ч;

Лесосплав - объем древесины, переправленной за налоговый период, в кубических метрах, * расстояние сплава в километрах / 100.

Период

С окончанием периода налогоплательщик обязан выполнять действия, связанные с уплатой налогов и предоставлением отчетности. В случае водного налога этот промежуток равен кварталу.

Льготы

Водный налог является редким налогом, для которого не определены льготы.

Ставки

Тарифы или ставки это и есть по сути та доля от дохода налогоплательщика, которую государство требует безвозмездно передать в казну.

Обычно ставки имеют процентную форму. Для водного налога предусмотрены ставки в числовом формате в рублях (специфические ставки) и коррелируют с видами пользования, обозначенной законом экономической зоной.

Примеры тарифов:

  • забор воды в Северном районе, бассейн - река Волга: 300 рублей за 1000 кубических метров с поверхности, 384 рубля - подземные воды;
  • пользование акваторией в Балтийском море: 33 840 рублей за 1000 квадратных метров;
  • гидроэнергетика в в бассейне реки Нева: 8,76 рублей за 1000 кВт/ч;
  • лесосплав в бассейне реки Лена: 1646,4 рублей за 1000 кубических метров на каждые 100 км расстояния.

Для ставок также предусмотрены корректирующие коэффициенты:

  • в 2018 - 1,75;
  • в 2019 - 2,01;
  • в 2020 - 2,31;
  • и до 2025 - 4,65.

При превышении лимитных норм водопользования ставки увеличиваются в несколько раз согласно со статьей 333.12 НК России.

Если у субъекта отсутствуют утвержденные квартальные лимиты, то эти нормы рассчитываются по формуле: 1/4*годовой предел.

Обоснование дифференциации

Такие градации как ставок, так и экономических зон и бассейнов обусловлены функциями водного платежа. Выполняя основную, фискальную роль, водный налог, наряду с НДПИ, относится к природно-ресурсному инструменту и выполняет следующие задачи:

  • стимулирование бизнес-субъектов производить эффективное и прагматичное пользование ценным ресурсом - водами РФ;
  • возложение ответственности за сохранение водного баланса и экологической среды страны;
  • воспроизводство потребляемых водных ресурсов за счет части поступающего в казну водного налога: восстановление водохранилищ, охрана водных богатств России.

Ставки устанавливаются согласно ценности и другим факторам каждого водного объекта.

Расчет налога

Большинство налогов исчисляются самими органами ФНС. Однако в случае водного налога, расчет производится налогоплательщиками самостоятельно.

Формула расчета стандартна во всех налоговых платежах: ставка * база.

Налог к уплате суммируется из расчетов по всем видам водопользования.

Пример 1. Компания «Родник» получило лицензию на забор водных ресурсов для промышленных потребностей из источника в бассейне реки Волга. Водоизмерительные приборы имеются в наличии. Лимит использования воды за квартал составляет по лицензии 300 тысяч кубических метров. Компания «Родник» превысило этот лимит и осуществило забор на 350 тысяч кубических метров

Необходимо исчислить налог за период октябрь-декабрь 2016 года.

Итак, превышение составило 50 тысяч кубических метров. Сверхлимитное водопользование предполагает применение специального компенсирующего коэффициента 5. Ставка за забор в бассейне Волги равна 300 рублей за 1 тысячу кубов.

Расчет производится в 2 части:

  • в пределах лимита: 300 * 300 * 1,32 = 118 800 рублей;
  • за пределами лимита: 50 * 300 * 1,32 * 5 = 99 000 рублей.

Налог к уплате по итогам последнего квартала года 217 800 рублей. Перечисление требуется исполнить до 20 января и одновременно подать отчетную декларацию.

Пример 2. Компания «Родник» имеет лицензию на лесосплав древесины по реке Волга на кошелях. За 4-ый квартал 2016 года организация переместила древесины на 2000 кубов на протяжении 1800 км по реке. Налоговая ставка по кодексу для бассейна Волги по лесосплаву составляет 1636,8 рублей за тысячу кубов.

Уплата и отчет

Как упоминалось выше, по завершению налогового периода у налогоплательщика возникают обязанности по перечислению платежа в бюджет и предоставлению отчета о своей деятельности для проверки правомерности самостоятельного расчета.

Водный налог перечисляется 20-ого числа января, апреля, июля, сентября - т. е. в следующем месяце после истечения каждого квартала.

Водный налог в полном объеме распределяется в федеральный бюджет.

  • КБК для налога: 182 1 07 03000 01 1000 110

ВАЖНО: Учет в качестве плательщика водного налога производится в инспекции ФНС по месту расположения водного объекта, соответственно, представлять отчетность требуется в этот территориальный орган.

Декларация сдается не позднее сроков уплаты налога. Копия декларации представляется физическими лицами и иностранными гражданами также по месту выдачи лицензии.

Скачать бланк налоговой декларации по водному налогу и ознакомиться с порядком его заполнения можно по ссылке ниже.

Декларацию допустимо подавать как лично, так и опосредованно через представителя, почтовым письмом либо онлайн-подачей в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС.

Ответственность за неуплату

Для водного налога не утверждены обособленные меры ответственности, так что санкции за нарушения обязанностей по кодексу действуют в общем порядке.

Как и для прочих правонарушений мерой ответственности являются штрафы, начисление пени.

За непредставление декларации или несвоевременное представление штраф равняется 5 % от суммы налога, необходимой к уплате согласно этой форме, за каждый просроченный месяц. Минимальный размер штрафа - 1000 рублей, максимальный - 30 % от суммы налога.

Представление декларации не по правилам для электронной подачи накладывает на лицо штраф в размере 200 рублей.

Нарушения порядка учета доходов и расходов - ведения учетного журнала по водопользованию - в одном налоговом периоде - квартале -вменяет субъекту штраф в размере 10000 рублей, за несколько кварталов - 30000 рублей.

Уменьшение налоговой базы в результате неправомерного ведения учета - штраф в пределах 25 % суммы налога - 40000 рублей.

Неуплата или частичная уплата налога ведет к штрафу в размере 20 % от суммы налога.

Умышленная неуплата налога - штраф в размере 40 % от суммы налога.

Пеня начисляется за каждый просроченный день в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России.

  • КБК пени 182 1 07 03000 01 2100 110.
  • КБК штрафа 182 1 07 03000 01 3000 110.

Налоговая политика

С момента принятия водный налог действует на территории страны. С 2007 года и до сих обсуждаются вопросы необходимости этого платежа в кодексе, ставках и порядке дифференциации. Стоял даже вопрос об упразднении этого платежа в 2014 году, но налог остался и даже получил перспективы повышения до 2025 года.

Иных преобразований главы 25.2 пока нет, хотя водный налог требует внимания законодателей и совершенствования.

Поправки необходимы для промышленных потребителей, так как доля водопользования у них велика и размер водного налога имеет внушительную графу в бухгалтерии.

Передачи части полномочий по регулированию водного налогообложения эффективно отразилась бы на природно-ресурсном состоянии регионов, так как субъекты РФ более тщательно и обоснованно могут применять элементы и инструменты водного налога для исполнения регулирующих функций.

Уменьшение сферы применения водного налога - 15 пунктов объектов, не являющихся налогооблагаемыми - влечет сокращение роли налога в общей системе.

Ставки налога многими экспертами считаются устаревшими и старомодными и требуют преобразований согласно современным изменившимся рыночным условиям. Введение коэффициентов улучшило ситуацию в данном вопросе.

Необходимы работы по приведению к единству главы 25.2 и Водного кодекса.

Требуется расширять рамки администрирования водного налога для повышения качества налогового контроля и увеличения общих сумм налога в бюджете, так как на сегодняшний день поступления налога не покрывают затраты, требуемые для сохранения, развития и содержания водных объектов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!